Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

130 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. слуховое ощущение не только общего состояния печальности, но и птичьих вскриков. Однако, эта спокойная мертвенность моря всего лишь предшествует грозовым бурям, которые захватывают звуковое пространство среднего эпизода. В нем отчетливо слышатся беспокойные перекаты волн, мрачная и сгущенная атмосфера насыщается уже не птичьими жалобными стонами. В данном эпизоде перед исполнителем стоит важная задача – максимально последовательно подвести драматургическое развитие к главной кульминации с помощью сквозной динамики, построенной в рамках трехволновой структуры. На уровне первой волны ощущается завязка динамического развития. Здесь стоит первоначальная ремарка piano и общее тонально-гармоническое движение приводит к C-dur. На уровне второй волны происходит движение ко второй кульминации, которая достигается в результате использования композитором секвенционного приема в тональности cis-moll. На третьем этапе волнообразного развития происходит предвосхищение главной кульминации. Тональное развитие приводит к d-moll. Завершение среднего эпизода совпадает с проведением генеральной кульминации в fis-moll, после которой вновь возвращается триольная мерность морского пространства. После композиторской ремарки poco piu vivo начинается постепенное нарастание, приводящее к последней кульминационной точке произведения, которая обращает на себя внимание своей эмоциональной надрывностью, и, более того, весьма отличается по стилистике от предшествующих кульминационных точек. Она звучит в высоком регистре без фактурного разнообразия и богатства на доминантовом органном басе, что максимально создает эмоционально-образное ощущение надрывного стона, либо плача. На данном этапе перед исполнителем стоит важная задача – умение короткие и обрывочные, на первый взгляд, фразы объединить в целостную картину, создающую образ максимального драматизма. Особое внимание также следует обратить на крайние разделы пьесы, в которых за кажущейся внешней простотой должно стоять исполнительское умение выстроить мелодику таким образом, чтобы её длинноты приводили к убедительным кульминационным моментам. Помимо этого, нужно контролировать объединение в общее дыхание и единый фактурный организм звучание первоначальной интонации Dies irae в левой руке с фразировочными интонациями в правой. В заключительном разделе при сохранении принципа мелодической бесконечности следует обращать внимание на слышание общности авторских лиг. Нужно максимально контролировать появление дробления, так как это будет нивелировать драматургический эффект обреченности, безысходности, который зафиксирован в последних 4-х тактах пьесы. Финальной точкой является излюбленный композитором разложенный нонаккорд с разрешением в тонику.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=