Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

131 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Общие исполнительские трудности цикла Этюдов-картин ор. 39 При подготовке к концертному выступлению, исполнителю, обратившемуся к этюдам-картинам ор. 39, необходимо обратить особое внимание на стилистические особенности фортепианной музыки С. В. Рахманинова, которые были ранее нами обозначены. Это способствует глубокому пониманию и осознанности исполнительства. Для того чтобы максимально приблизиться к исключительно яркой гамме чувств и богатейшему спектру настроений, господствующих в данном цикле, исполнителю необходимо найти в себе внутреннее соответствие и эмоциональный отклик с рахманиновской музыкой. Помочь в раскрытии образного содержания в каждом случае, установку на которое нацеливает скрытая программность пьес цикла, исполнителю должна его творческая фантазия, а также собственный исполнительский опыт, историко-культурологическое мышление, а также максимальный багаж знаний о стилистике композитора. От этого зависит и применение исполнителем комплекса выразительных средств, так как для этюдов-картин, которые раскрывают богатую палитру психоэмоционального состояния, необходим определенный арсенал исполнительских приемов; для лирических, либо жанрово-характеристических этюдов-картин – другой комплекс исполнительских средств. Характеризуя эпико-драматический размах этюдов ор. 39 Ю. Энгель пишет: «Вот вещи, прелестные и независимо от исполнения, даже рахманиновского, а тем более чарующего в его несравненной передаче! – писал он по поводу концерта 5 декабря 1916 года. – Над всем opus’ом 39м точно что-то нависло. Там – только легкие тени (№ 2, a-moll), там – взметаются бурные вихри (№ 6, a-moll), но нигде не радостно, не безмятежно-отрадно… Везде, однако, трепещет жизнь, везде есть нечто, что надо было сказать в звуках и что сказано прекрасно» [3, с. 112]. Музыкально-языковая стилистика данного опуса этюдов-картин максимально насыщена комплексом различных фактурных форм, типичных для фортепианного творчества композитора. В их числе: различные виды мелкой и широкоохватной фигурационности, октавно-аккордовые комплексы, полифоничность фактуры, изобилующая многоэлементной интонационностью, восходящей к истокам русской подголосочной песенности. Например, в этюде- картине № 2 (a-moll) весьма условно можно называть «сопровождающей» партию левой руки, так как она тематически и образно-содержательно насыщена не менее ярко, чем партия правой руки. А в этюдах-картинах № 1 (c- moll) и № 8 (d-moll) проявлена максимальная полифонизация фортепианной фактуры за счет тематической насыщенности каждой партии. Большая часть этюдов-картин 39 опуса содержит элементы и той и другой фактуры, которые во взаимодействии образуют органический и образно-эмоционально насыщенный комплекс звучания. Часто композитор использует прием уравнивания функций партии правой и левой руки, при этом сопровождающие фактурные элементы практически нивелируются, а тематизм плавно вызвучивается то в одной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=