Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
132 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. партии, то в другой. Такой прием способствует достижению максимальной картинности звукового пространства и, безусловно, подчеркивает особенности стилистики рахманиновского письма. В частности, подобный прием находим в этюде-картине № 4 (h-moll). В случаях, где музыкальный материал имеет гомофонно-гармоническое фактурное изложение, перед исполнителем ставится типичная задача – исполнение с максимальной дифференциацией ведущего голоса и сопровождения. Когда же музыкальный материал этюдов-картин изложен в полифонической фактуре, исполнительская задача в корне меняется на уравненность функций обеих партий с взаимодополнениями и взаимопереходами тематической линии с регистрово-тембровыми окрашиваниями. При этом необходимо следить за слитностью фактурных и регистровых переходов, заранее подготавливая движение рук, чтобы создавалось ощущение цельности музыкально-звукового пространства. По сути, фактурная мелодизация и тематическая выразительность партий обеих рук пронизывает весь цикл этюдов-картин ор.39, создавая, таким образом, некий эффект художественной изобразительности. Подобная стилистика музыкально-языковой речи обращает особенное внимание исполнителя на работу с глубоким интонированием, пропеванием, управлением фразировкой с подключением дыхания в начале предложений, выявлением тембровой выразительности и распевности мелодизма, артикулировании сложных декламационных эпизодов, встречающихся в данном опусе с подчеркиванием в них жанрового начала, либо подголосочности с выделением отдельных интонаций. Особое внимание исполнителю следует обратить на метроритмическое начало, которое в данном цикле является в неменьшей степени, чем фактура и тематизм, носителем образно-выразительного значения, способствующим яркому драматургическому развитию. Ритмическая сложность и гибкость должны оставаться всегда в центре внимания исполнителя, так как без этого средства выразительности целостность художественного образа этюдов-картин будет недостижима. Отсюда, при работе над подготовкой к концертному исполнению, необходимо особое внимание уделять артикуляционным элементам и акцентуации, которые требуют определенных кистевых движений руки, в числе которых точность, собранность, особого рода «отскакивание» кисти от последних звуков одной фразы и «падение» на начальный фрагмент следующей. В целом, следует отметить богатство и разнообразие различных фактурных приемов, насыщающих звуковую ткань этюдов-картин и требующих соответственной подготовительной работы и исполнительских приемов. Например, для исполнения широких по диапазону фактурных комплексов целесообразно использование широкоохватных позиций рук, при этом следует особенно тщательно на этапе подготовительной работы определять ту интервалику, с которой необходимо работать в особенно сложных эпизодах пьес.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=