Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
133 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Примером использования чутких ощущений внутренней структуры аккордики, выявления и озвучивания движения средних голосов аккордовой фактуры, помимо мелодических октавных голосов аккордового контура, в рамках простых аккордовых последовательностей может служить этюд-картина № 7 (c-moll). Выделим еще одну исполнительскую задачу, которая состоит в одновременном ведении в партии одной руки и мелодической линии, и сопровождающих голосов. Еще более сложным видом данной технической задачи является фактура, в которой на фоне октавных движений звучат аккомпанирующие созвучия. Такой прием требует от исполнителя не только дифференцированного звучания, но и поиска удобной опоры руки для вызвучивания мелодических элементов, распределения опорности кисти в главных интонационных звучностях и, напротив, мышечной расслабленности в звучании аккомпанирующих голосов. Примером такого сложного фактурного оформления может служить партия правой руки в этюде-картине № 5 (es-moll). В некоторых этюдах данного опуса встречаем технический прием с использованием двойных последовательностей в различных интервальных выражениях. Примером тому может служить этюд-картина № 8 (d-moll), в котором возникает полимелодический эффект одновременного развития двух тематических пластов: верхнего голоса с применением двойных последовательностей и партии нижнего голоса, в котором сочетаются различные гармонические созвучия. Ярким стилистическим элементом этюдов-картин ор. 39 является оркестральность фактуры, которая обеспечивают регистровую красочность педализации, тембральные переклички, взаимопереходы и сопоставления. С. В. Рахманинов придает особое тембровое значение среднему и нижнему голосу в фактурном оформлении, что подтверждается тематической насыщенностью партии левой руки. На данный факт, безусловно, повлияли оркестровые его предпочтения, что отразилось и на применении таких фактурных приемов, как задействование крайних регистров, перенос в партии одной руки звуковых групп из одного регистра в другой. Такая оркестральность музыкального мышления требует от исполнителя и быстроты реакции, и естественности при перемещении не только партии руки, но и всего корпуса. Примером подобного фактурного оформления может служить этюд-картина № 9 (D-dur). Обратим внимание на связь аппликатуры с фактурным и динамическим строением этюдов, которая определяет позиционность и комбинированность, учитывая наибольший охват звукового комплекса при минимальном изменении позиционности рук. Отметим, что композитор в отношении аппликатуры придерживается, прежде всего, определенных художественно-выразительных целей, при этом ломая общепринятые нормы. Например, в этюде-картине № 1 (с-moll) при соединении ломаных аккордовых сочетаний он применяет при восходящем движении перекладывание через пятый палец третьего, в чем видится тенденция к сближению крайних пальцев. Она же подтверждается применением скольжения первого и пятого пальцев в технике двойных нот,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=