Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

134 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. также крайними пальцами исполняются не только широкие, но и малые интервалы. Такой же художественно-выразительной функцией в фактурном оформлении этюдов-картин наделена композитором и педализация. Не случайно, встречаем многочисленные примеры того, как композитор объединяет в широкую легатную линию мелодические партии с помощью педали. Пример тому, репризный раздел этюда-картины № 5 (es-moll). Педаль в пьесах данного опуса призвана залиговывать, продлевать и выдерживать как отдельные звуковые, так и аккордовые сочетания. Так, например, в этюде- картине № 2 (a-moll) используются такие приемы педализации, как длительное звучание органных пунктов, соединения различных гармонических звучаний, а в заключительных фрагментах формы – звуковое «истаивание» на фермате. При этом применяется детальная исполнительская нюансировка педали, которая может быть глубокой и неглубокой, с постепенным освобождением, полной и половинной. «Все мы прошли через школу этюдов-картин» [1, c. 32], – особенности этюдов-картин ор.39 требуют от пианиста высочайшего уровня мастерства, глубокого осознания и постижения богатой нюансировки нотного текста для достижения максимального погружения в образно-содержательный и художественно-выразительный комплекс композиторского замысла. Литература 1. Асафьев Б. В. С. В. Рахманинов // О музыке XX века / ред.-сост. А. И. Дмитриев. Л.: Музыка, 1982. С. 31–57. 2. Сергей Рахманинов: история и современность = Sergei Rachmaninov: history and the present time : сб. ст. / Ростов. гос. консерватория (акад.) им. С. В. Рахманинова, Творческий центр «Рахманинов-Лосев». Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2005. 487 с. 3. Энгель Ю. Глазами современника : избр. ст. о рус. музыке 1898- 1918. М.: Сов. композитор, 1971. 524 с. References 1. Asafyev B. V. S. V. Rakhmaninov [S. V. Rachmaninoff], O muzyke XX veka [On 20th century music], ed. A. I. Dmitriyev, Leningrad, Muzyka Publ., 1982. Pp. 31–57. [In Russian] 2. Sergey Rakhmaninov: istoriya i sovremennost [Sergei Rachmaninov: history and the present time]. Rachmaninov Rostov State Conservatory, Creative Center ‘Rachmaninov-Losev’. Rostov on Don, Izd-vo Rostov. gos. konservatorii im. S. V. Rakhmaninova Publ., 2005. 487 p. [In Russian] 3. Engel Yu. Glazami sovremennika : izbr. st. o rus. muzyke 1898-1918 [Through the eyes of a contemporary : selected articles on Russian music 1898- 1918]. Moscow, Sov. Kompozitor Publ., 1971. 524 p. [In Russian]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=