Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

30 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. предупреждает А. А. Гусейнов. Однако думается, речь здесь идет не столько об этике, сколько о правилах служебного распорядка, для большей убедительности предъявляемых в качестве морального кодекса. Если это происходит, мы имеем дело не с практической этикой, а с особым видом морализирования, которое и подлежит критике. Было бы также неправильно игнорировать то обстоятельство, что этические кодексы развиваются не для того, чтобы санкционировать любые способы действия, когда они способствуют достижению целей в рамках функционирования конкретного общественного института, практики, организации или обеспечивают удовлетворение частных интересов, причастных к ней людей. Напротив, этические кодексы устанавливают ограничения в отношении способов действия, попирающих моральные принципы, тем самым дискредитирующих эти цели и разрушающих такого рода институты, практики или организации. Это делается под давлением общества и ради общественного блага. Например, принцип добросовестности в научных исследованиях пресекает фабрикацию данных и плагиат, оберегает тем самым научную деятельность от перерождения в свою противоположность. Следует признать, что для добротного функционирования общественных институтов, практик, организаций моральные ограничения являются приоритетными в сравнении с добродетелями вовлеченных в них людей. Моральные ограничения задают тот минимум, без соблюдения которого институты, практики, организации оказываются деструктивными для самих себя и для общества. Однако, как показывают, в том числе современные исследователи в области этики добродетели [10; 11; 12; 14 и др.] никакая общественная практика в любом из ее видов и форм (наука, искусство, игра, профессии и т.д.) не может развиваться и процветать без устремленности к совершенству участвующих в ней и взаимодействующих между собой субъектов. Именно благодаря специфическим для конкретной предметной сферы деятельности и обычным добродетелям субъекты оказываются способными ориентироваться не на внешние, обеспечиваемые конкретной практикой блага, такие, как, например, богатство, слава, признание и пр., а на внутренние ее цели – те, которые эти практику конституирует, ради которых она существует, и своими действиями добиваться их достижения. Комментарии 1. В данной статье ссылки на эту работу даны именно по этому изданию. 2. Следует отметить, что в данном случае (как и в любом случае профессиональной этики) этика здесь предстает не в качестве теории (философии) морали, а в качестве набора принципов, норм, регулирующих отношения между людьми в конкретной сфере 3. Интересный пример отношения к корпоративной этике дает случай из академической биографии известного британского морального философа Генри Сиджвика. Пост преподавателя моральной философии в Кембридже,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=