Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
31 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. который занимал Сиджвик с 1869 г., предполагал письменное признания 39 статей Англиканской церкви. Охваченный религиозными сомнениями Сиджвик счел невозможным для себя подписаться под этими статьями и отказался от должности. Тринити колледж оставил за Сиджвиком право преподавать (без поддержки) и в 1881 г. он был избран почетным членом Тринити колледжа. И лишь когда в 1875 г. религиозный тест был отменен в 1875 г. (во многом под давлением академической общественности, впечатленной поступком Сиджвика), Сиджвик вновь стал полноправным сотрудником Кембриджа. 4. Интересно, что Макинтайр между стоицизмом и новоевропейской моральной философией видел непосредственную преемственность, замечая, что стоицизм установил для последней образец, которому она следовала в своем становлении. Именно в стоицизме центральными понятиями стали понятия морального закона и долга, обязанностей, которые стали вытеснять на периферию понятие добродетели. Добродетель в стоицизме производна от морального закона: она выражает полное согласие с космическим законом с точки зрения как внутренней предрасположенности совершающего поступок человека, так и внешнего деяния. Макинтайр полагает, что стоицизм остается одной из постоянных моральных возможностей в западной культуре, поскольку он был реакцией на определенный тип морального и социального развития, удивительным образом предвосхищающим некоторые аспекты современности [10, p. 169–170]. Задолго до Макинтайра Генри Сиджвик обратил внимание на то, что переход от греческой этики, центральным для которой были понятия блага и добродетели, к современным концепциям, фундаментальными в которых являются понятия закона, нормы, долга, опосредован именно стоицизмом, который, хотя и говорил на языке добродетели, но уже апеллировали к моральному закону [17, p. 97–98]. Стоические мотивы нередко обнаруживаются в работах нововременных моральных философов. На это указывают как западные, так и отечественные исследователи. Например, А. К. Судаков показал влияние стоицизма на моральную философию И. Канта [9]. 5. Представление о разных способах концептуализации морали – на основе добродетелей и на основе норм и принципов можно обнаружить уже в моральной философии Нового времени. Например, Томас Рид проводил различие между этикой добродетелей и этикой норм, рассматривая античную этику как этику добродетели, а средневековую – как этику норм и сам отдавал приоритет последней [13, c. 282]. 6. Анализу складывания идеи автономии в философии Нового времени посвящено фундаментальное исследование Шнивинда, которое так и называется: «Изобретение автономии: история нововременной моральной философии» [Schneewind, 1997]. В этой работе Шнивинд показывает, что идея автономии была магистральной в нововременной этике. Литература 1. Аристотель. Никомахова этика / пер. Н. В. Брагинской // Соч.: в 4 т. Т. 4. М. : Мысль, 1983. С. 53–294.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=