Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
41 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. И, наконец, упоминание имени Лейбница встречается в «Семирамиде» (40-е годы), неопубликованном философско-историческом трактате А. С. Хомякова, в контексте герменевтических интуиций и сравнительно- лингвистических разысканий. «Всякое произведение письменное, – писал родоначальник славянофильства, – всякое творение ученое, всякий поэтический отголосок, всякий памятник мертвый, как, например, здание, или живой, как язык или физиономия, делаются пособиями, точками отправления или данными для разрешения нашей задачи… Звание историка требует редкого соединения качеств разнородных: учёности, беспристрастия, многообъемлющего взгляда, Лейбницевой способности сближать самые далекие предметы и происшествия , Гриммова терпения в разборе самых мелких подробностей и проч., и проч. … Нам одно остается: не вмешивать своих детских сомнений в историю древности и судить по колоссальным остаткам о колоссальном целом (курсив наш – авт.), которого время не пощадило» [34, с. 40, 41, 44, 69-70]. Этот колоссальный труд до сих ор не получил адекватной оценки и понимающего уразумения как в дореволюционных, так и в современных историко- философских штудиях. Мы до сих пор пробавляемся школьными трактовками славянофильства, далёкими от их истинной роли в нашей философии и культуре. 5. «Монадология» Лейбница, «соборность» и «целостное знание» А. С. Хомякова На первый взгляд может показаться, что главное влияние Лейбница на Хомякова можно проследить в расшифровке хомяковской «соборности», которую выдают за его «новацию». Но это далеко не так. Ведь «единство во множестве» или «органическое единство» – достаточно тривиальная диалектическая идея, особенно в немецкой идеалистической диалектике «целого и части». И всё же вначале о концепте «соборность». В трактате «Церковь одна» мы его можем обнаружить лишь косвенно: «Единство Церкви следует необходимо из единства Божиего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений , покоряющихся благодати. … Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом . … Церковь видимая или земная живет в совершенном общении и единстве со всем телом церковным, коего глава есть Христос. Она имеет в себе пребывающего Христа и благодать Духа Святого во всей их жизненной полноте , но не в полноте их проявлений; ибо творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно (курсив наш – авт.)» [34, с. 39]. «Множество разумных творений» здесь не есть некие монады без окон и дверей, наподобие языческой избушки Бабы Яги, но если и «разумные монады», то в личном и живом общении со Христом в Духе Святом. Здесь если и не прямой, то косвенный диалог и с Лейбницем, и со всей немецкой диалектикой. И только в некоторых местах хомяковской переписки с западными богословами в 50-е годы мы встречаем концепт «соборность» в аутентичном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=