Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
67 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. спортивные часы, датчики уровня сахара в крови у не-диабетиков, датчики сна, медицинские имплантаты и т.д. Их ежедневное использование призвано воздействовать на изначально здоровое тело не с целью лечения, но с целью улучшения общего состояния, предотвращения болезней на самых ранних стадиях за счет чек-апов и скринингов, максимально возможного продления жизни человека, и – в идеале – достижения физического бессмертия. Приверженцы данной идеологии культивируют здоровый образ жизни: не употребляют алкоголь и наркотики, не курят, соблюдают диеты, часто вегетарианские, занимаются физическими упражнениями и т. д. И первоначально может сложиться впечатление, что всё это способствует преодолению негативных процессов, ухудшающих здоровье человека. Однако в таких, мимикрированных под заботу о своей жизни формах, проявляется кризис здоровьесбережения, поскольку обесценивается понятие нормального, естественного здоровья. Данное явление стало возможным в последние десятилетия, когда возрос рынок индивидуализированных товаров для здоровья, возникла «технонаука», «направленная на создание специфических продуктов» [5, с. 264]. И одновременно с этим происходило становление доказательной (evidence-based) и превентивной (preventive) медицины. Появление этих феноменов позволило прибегать к медицине как к услуге без сипмтомов заболевания с целью формирования системного улучшения своего здоровья [8, с. 485]. Определяющую роль играет медикализация здоровья – увеличение роли медицинских и фармакологических практик здоровьесбережения за счет внедрения в данный процесс результатов научно-технического прогресса. Произошел ценностный поворот в массовом сознании относительно статуса своего тела и здоровья, что задало соответствующее направление всей индустрии технократизма, свидетельствующее о серьезном аксиологическом сдвиге в ментальности современного человека. Приведем некоторые мнения современных исследователей. «Современный человек начинает воспринимать жизнь и смерть, здоровье и болезнь несколько иначе, а именно – как то, что может быть подвергнуто манипуляции и контролю. Теперь само здоровье, жизнь и смерть не являются чем-то предзаданным и определяемыми генотипами или социальной средой, но являются тем, что может поддерживаться и даже улучшаться благодаря соответствующим техникам продуцирования здоровья» [9, с. 109]. «В ближайшие 30-40 лет, используя результаты передовых открытий в области биотехнологии и нанотехнологий, медицина поможет исправить недостатки человеческого организма, кардинально преобразив телесную природу человека» [1, с. 53]. Такие позиции вызывают опасения, поскольку здоровье человека здесь воспринимается как исключительно биологический фактор вне связи с глубинными экзистенциальными измерениями личности. С точки зрения социологии повседневности стоит сказать, что большинство людей далеки от знания и понимания того, что свершается в сфере биотехнологий. Но в обыденной жизни они воспроизводят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=