Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

68 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. технократические принципы и установки, что доказывает важность изучения именно социально-антропологического проявления данных установок в образе жизни массового человека. Определенную негативную роль в этом играет медикализированный дискурс, который обладает огромной манипуляторной возможностью создавать заведомо лишние и поэтому ложные потребности. Характеризуя современную пандемическую ситуацию, исследователи отмечают: «Мы видим, как медикализированный дискурс манипулирует человеческими инстинктами, витальными потребностями и страхами и способствует созданию ситуации, в которой частные интересы могут маркироваться как интересы всех» [10, с. 1864]. Так происходит формирование определенных аксиологических приоритетов и социально значимых практик, которые становятся поведенческими паттернами повседневной жизни. Это уже не просто естественная человеческая забота о своем состоянии, поддержании здоровья на приемлемом уровне, но особый образ жизни , образ мысли, особая этика и аксиология, которые на сегодняшний день превратились уже в целую индустрию заботы о себе . Эта современная чрезмерная психопатологическая забота о здоровье, как мы полагаем, имеет и еще одну мотивацию, так сказать, «философского» характера. Ведь в массовое сознание проникла идея о биологическом «несовершенстве» человека, как причине главных бед современного гедониста: старости, болезни и смерти. Идейными вдохновителями данного направления можно назвать «людей, которые в отношении преодоления современных вызовов человечеству возлагают все надежды на достижения научно-технического прогресса» [1, с. 51]. Яркие представители: Р. Курцвейл – сторонник идеи достижения физического бессмертия человека научными способами; К. Вентер и П. Диамандис – создатели компании «Human Longevity», деятельность которой направлена на борьбу с физическим старением человека через изучение генотипа человека и секвинирование ДНК; Д. Пирс и Н. Бостром – основатели Всемирной ассоциации трансгуманистов; О. Ди Грей – автор «стратегии достижения пренебрежимого старения инженерными методами» [11]. Их объединяет общая трансгуманистическая идея преодоления биологических «несовершенств» человека и выведения его на новый, невиданный уровень существования и функционирования. Речь идет о «возможности применения передовых технологий в целях изменения биологической природы самого человека… „усовершенствования“ человеческой природы» [1, с. 50]. Иными словами, биологическая конституция человека и соответствующие ей нормы здоровья – «должно превзойти» с помощью научно-технического прогресса. Но это, увы, невозможно, и с нашей точки зрения является сциентистским утопизмом, способным принести и духовный, и физический вред человеку. Проблема здесь, как она видится профессиональному сообществу врачей, ориентирующихся все же на традиционные антропологические параметры и соответствующую этим параметрам систему ценностей, в том, что не сама по себе забота о здоровье плоха, а в том, что это единственная забота современного человека. В данном случае можно говорить уже о социальной патологии, основанной на поврежденной духовной, нравственной и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=