Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

69 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. психологической составляющей человека. Речь идет не просто о неких изъянах в моральной природе человека, которые всегда порицались нравственным сознанием, таких как индивидуализм, эгоизм, нарциссизм, – это именно социальный феномен. Идея биологического «несовершенства» имеет антропологическую природу, которая при определенных условиях создает механизмы психологической мотивации к усовершенствованию наличной данности: «Невозможность быть иными провоцирует человека создавать более совершенные механизмы, освобожденные от базовых несовершенств человеческого тела, в котором растворено его сознание, оно буквально окутывает тело» [4, с. 59]. Жизнь, смерть и норма человеческого здоровья, таким образом, подверглись радикальной переоценке: ценность здоровья культивируется как никогда раньше. Однако современные аксиологические тренды здоровьесбережения, делающие акцент на имманентной ценности жизни, не учитывают, что такие социально-антропологические формы отношения к своему здоровью искажают его духовную и метафизическую природу. В качестве иллюстрации остановимся подробнее на явлении «биохакинга», зародившегося относительно недавно, но привлекшего к себе большое внимание. В литературе довольно распространено отождествление биохакинга и здорового образа жизни (ЗОЖ). Исследователи дают такие относительно нейтральные, но чаще положительные определения этому явлению: «биохакинг и мониторинг здоровья работников позволяют повысить эффективность их работы, снизить риски заболевания и улучшить качество жизни» [12, с. 104]; «целью биохакинга является существенное улучшение либо коррекция качества жизни с использованием высокотехнологичных медицинских методов воздействия» [13, с. 601]; «это способ управления здоровьем, позволяющим точечно управлять своей биохимией для сохранения уровня физического и ментального состояний» и т.д. [14, с. 222]. Но есть альтернативная точка зрения, на наш взгляд, более весомая и приемлемая, согласно которой это отождествление неправомерно, поскольку существуют физиологические, психологические риски, связанные с биохакингом [15; 16]. Налицо сближение биохакинга с весьма сомнительными целями трансгуманизма в плане достижения физического бессмертия [17]. Некоторые авторы вообще считают, что биохакинг – это «одна из наиболее опасных сфер киберпреступности» [18, с. 250]. Социогумантарная экспертиза биохакинга указывает на опасность «процесса „расчеловечивания“» людей в условиях нарастания технологизации человеческой жизни» [19, с. 94; 20]. Очевиден также и значительный коммерческий подтекст биохакинга. «Целью этого модного движения, – утверждают специалисты из «Научно-медицинского геронтологического центра» при МГУ им. М. В. Ломоносова, – является не сама наука, а хайп и создание устойчивых финансовых потоков на страхе старости у платежеспособных категорий граждан, даже если их персональная старость в далеком будущем» [21, с. 38]. И это совсем не безобидно, поскольку, как отмечают исследователи: «Страхи же старения и старости, которые активно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=