Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

70 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. педалирует российский биохакинг, приводят к невротизации практически здоровых людей и к ускорению самих патофизиологических процессов старения» [там же, с. 37–38]. Биохакинг действительно существенно отличается от стандартного понимания «здорового образа жизни» тем, что нацелен не просто на поддержание здоровья, но на системное изменение нормы здоровья , выход на новые уровни человеческой жизни. Если стандартизированный ЗОЖ имеет своей целью возвращение к полноценной и здоровой жизни, то биохакинг – именно улучшение своих исходных данных: «Это не лечение, так как больного к доктору приводит не патология, а рвение стать лучше. Это превентивная медицина, которая призвана сделать лучше все жизненные характеристики и сделать человека более здоровым» [8, с. 486]. Вопрос к этой «превентивной медицине», на который не может быть ответа, заключается не только в том, что считать нормой здоровья, – традиционный для философии медицины вопрос. Но что считать нормой идеального здоровья ? Какое состояние человека, его самочувствие, включающее не только физиологические параметры, но и психологические, этические, духовные, социальные, можно считать удовлетворительным? И не просто удовлетворительным, но эталоном, к которому нужно стремиться. И вообще – откуда возникает это «рвение стать лучше»? Самосовершенствование человека, его стремление к идеалу – это то, что отличает человека от всего остального. Это его безусловная и бесспорная уникальность. Но в традиционной системе ценностей речь всегда шла о нравственном совершенствовании человека. В случае же с превентивной медициной, как мы полагаем, речь идет о редукции человека до его физиологической составляющей, которая берется в качестве идеала. Мы считаем, что истинные цели технократизированного биохакинга лежат в сфере потребительской идеологии современного общества. Он подразумевает множество мероприятий «усовершенствования телесности», которые стали возможными благодаря широкой доступности продуктов научно-технического развития, направленных на то, чтобы сделать образ жизни вполне здорового человека максимально пригодным для максимально комфортного существования . И это не просто профилактические меры вроде классического закаливания; биохакинг – это внедрение в повседневную практику экстремальной заботы о своем здоровье, предполагающее многочисленные индивидуальные анализы и изучение малейших нюансов своего биологического поведения. Очевидно, что здесь вообще не стоит вопрос о ценности жизни в духовном и метафизическом планах. И с этой точки зрения, идеология биохакинга совпадает с идеологией трансгуманизма, поскольку последний исключает традиционные духовные вопросы религии и философии как рудименты «ветхого» человека. Помимо всех «технических» недостатков данной позиции и критики со стороны таких авторов как Ю. Хабермас и Ф. Фукуяма, за ее евгенические мотивы, для нас важны ее этические изъяны , свидетельствующие о снижении ценностного горизонта современного человека. Технократическое отношение к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=