Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
72 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. возможностей почти безграничного саморазвития» [1, с. 50]. Очевидно, что данная позиция нивелирует серьезное отношение к духовной ценности человеческой жизни, поскольку в ней утрачено фундаментальное этическое основание, которое проявляется в отношении к смерти. Смерть воспринимается лишь как помеха и препятствие для получения удовольствия от жизни. Смерть теряет не только метафизическую, но – главное – нравственную значимость. В результате вытеснение смерти свидетельствует не о возрастании ценности жизни, а как раз о ее фундаментальной утрате [24]. Отсутствие смысложизненной рефлексии характерно для технологизированного общества, гедонистические цели которого в области медицины – это, по сути, цели трансгуманизма, т.е. безболезненное физическое бессмертие. Для этого необходимо устранить главный «изъян» человеческой природы – смертность, которая во многом является конституирующим принципом человечности. Смертность связана с болезнями, поэтому технологизированное общество продуцирует новые технологии оздоровления, становящиеся индустрией коммерционализированной медицины. Соответственно, технократический подход из-за своего инструментально- утилитаристского и утопического отношения к жизни через отношение к смерти не может быть рассмотрен как полноценный способ выхода из кризиса здоровьесбережения, хотя данный выход в современных условиях становится стратегической задачей общества и государства. Если политика здоровьесбережения нацелена на мифическую борьбу со смертью и смертностью, то в этой борьбе на самом деле искажаются фундаментальные духовно-нравственные принципы человеческого существования. И человек, вовлеченный в данные утопические проекты, утрачивает связь с реальностью и реальной заботой о своей жизни и здоровье. Таким способом подрывается ценностное отношение к естественному здоровью индивида, а значит, проблемы кризиса здоровьесбережения остаются нерешенными. Технократизм, следовательно, продолжает тенденцию обесценивания человеческой жизни, ускоряющуюся с каждым витком научно- технического прогресса. Но опасность не в самом прогрессе, логика которого неумолима, а в ценностных установках общества, в том числе и врачебного сообщества, от которого много зависит в мировоззренческом плане. Мы полагаем, что при формировании современной концепции здоровьесбережения наиболее важная задача заключается в сохранении нормы естественного, не видоизмененного биологического состояния человека, поскольку обесценивание данной нормы как несовершенной, слабой, неудачной создает новые проблемы, а не решает старые. В этом контексте возвращение к идеалам классического гуманизма, в котором высокий статус человека определяется его ответственностью перед миром, другими и самим собой, является не благим высокопарным пожеланием, но этическим императивом, от которого зависит нравственное и физическое здоровье общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=