Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

82 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. утверждение о том, что объективное познание иной культуры становится возможным только при условии дистанциирования от ценностных установок своей культуры, является актуальным в ситуации культурного шока, переживаемого современным человеком. Культурный шок испытывается человеком именно потому, что он воспринимает реалии новой культуры, в которых оказался, сквозь призму родной культуры, что сразу же создает устойчивые клише «свой – чужой» и это разграничение становится доминирующим в восприятии человеком окружающей среды. Боязнь стереотипизации, «растворения» в чужеродной, пугающей массе порождает страх одиночества и непонимания. Отсутствие гармонии в оценке себя и другого вызывает раздвоенность сознания, отнюдь не способствующего процессам активных действий человека по утверждению себя в новой культурной реальности и его коммуникации с другими. Виднейший представитель антропологии Клод Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» определяет культуру как отражение объективной реальности, указывая на то, что реально существующая человеческая общность имеет непосредственное отношение к «различным культурным системам: всеобщей, континентальной, национальной, провинциальной, местной и т.д.; семейной, профессиональной, конфессиональной, политической …» [10, с. 264]. Интересной, в ракурсе нашего исследования является его мысль о преодолении антиномии между культурой как общественным продуктом и творящими, воспроизводящими эту культуру отдельными индивидами: «Наконец, мы могли бы одновременно надеяться на преодоление антиномии между культурой, являющейся общественным продуктом, и воплощающими ее индивидами, поскольку при этой новой перспективе так называемое «общественное сознание» будет сведено к выражению на уровне индивидуального мышления и поведения некоторых исторических разновидностей универсальных законов. В таком выражении и состоит бессознательная деятельность человеческого духа» …» [10, с.63]. Понятие культуры выделяется К. Леви-Строссом для обозначения тех различий множественных культур, которые предопределяют вектор специфики их исследования, при одновременном признании философом близости границ этих культур. Культура, строящаяся отдельным человеком, принадлежащим к определенной нации, народу и, как следствие, являющегося ее носителем, представляет собой одновременно многовековой опыт человечества. При всей значимости множественных различий культур, являя собой характеристику человека во всеобщности его культурных, социальных черт, культура человечества не может не выступать как интегративная основа общества, его консенсуса. В ситуации культурного шока, когда человек ориентируется на статику привычного для него уклада жизни, с ее обычаями и правилами, творческий акт восприятия новых культурных реалий для него затруднен. Он трактует эти изменившиеся реалии как вызов, направленный на подавление его личностного Я, как посягательство на собственно культурную территорию его существования. Понятно, что при таком отношении к сложившейся ситуации, человек не может выстроить адекватную историю своего существования в новой культуре, дать адекватный ответ окружающим

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=