Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

83 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. вызовам, перестроиться, изменить образ жизни. Он продолжает жить по инерции, тем самым предопределяя утрату самости, собственного Я под давлением повседневных событий, нивелирующих его как личность. Культурный шок, переживаемый человеком, препятствует его диалогу с иной культурой, в реалиях которой он оказался. Принципы взаимодействия этносов: сосуществование, ассимиляция, слияние, выделенные Л. Н. Гумилевым [6], в ситуации культурного шока не всегда могут сформироваться как толерантные и взаимоуважительные. Нередко такие социально- миграционные процессы «вживления» в чужую культуру вырастают в этническую аннигиляцию и уничтожение более слабого. Человек начинает воевать не только с чуждым окружением, он воюет с собой, пытаясь приспособиться к окружающим реалиям, не потерять себя в них. Сложная диалектика взаимоотношений этносов, изложенная Л. Н. Гумилевым, может быть экстраполирована на поведенческие характеристики человека в ситуации культурного шока, способного спровоцировать дессимиляцию, потерю идентичности, маргинализацию. Амбивалентность по отношению к окружающему формирует у человека двойственное самосознание, вызывающее психическое напряжение и выступает как один из вспомогательных инструментов происходящей мировой глобализации. Таким образом, с точки зрения антропологии, культура и все связанные с ней явления, является воплощением социальных реалий, значимых для определения человеческой сущности. В культуре, наряду с физическими, социальными, экономическими факторами, обязательно присутствует фактор культурного выбора человеком того или иного пути в решении задач, осуществлении поставленных целей Процессы, происходящие в обществе, состояние его культуры строятся на философской рефлексии социокультурного бытия человека, экзистенциальной открытости человеческой личности. Культурный шок, испытываемый человеком, является отражением его личностного кризиса. Осмысление человеком вопросов о том, что такое эта новая окружающая его реальность, как можно коммуницировать с ней и какое место он может и должен занять в этой реальности – от сугубо личных поднимается до уровня определяющих экзистенциальных проблем. Поиск смысла существования человека, поставлен М. Хайдеггером, в трудах которого «dasein» – это и человек, вопрошающий о смысле своего бытия и его способность понимать это бытие. Человек, согласно воззрениям философа, соединяет в себе сущее и ничто. По мнению автора данной статьи, переживая культурный шок, человек оказывается буквально «выдвинутым в ничто», открывающим себя в экзистенциалах страха, тоски, брошенности [21, с. 192-220]. В философском наследии Мартина Хайдеггера культурный шок можно осмыслить через его концепцию «брошенности». Человек оказывается «брошенным» в мир, где культурные и социальные нормы радикально отличаются от тех, к которым он привык. Состояние «брошенности» человека усиливается при попадании в новую культуру, где привычные нормы и ценности больше не работают. М. Хайдеггер в работе «Бытие и время» указывает на то, что в переживании жизненных коллизий человека охватывает экзистенциальная тревога,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=