Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
84 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. вызванная осознанием собственной конечности и неопределенности [20]. Культурный шок является кризисным, пограничным состоянием человека: «Ситуация становится пограничной ситуацией, если она пробуждает субъект к экзистенции через радикальное потрясение его существования», – читаем у Карла Ясперса [25, с. 79]. Экстраполируя основные положения философии экзистенциализма на переживание человеком культурного шока, мы наблюдаем человека потерянного, страдающего от своей «заброшенности» в этот мир и, одновременно, человека, обладающего способностью к преодолению собственной ограниченности в движении к самосовершенствованию. Человек в философии экзистенциализма не только существо одинокое, неустроенное, вынужденное стойко переносить свою «заброшенность» в мир, где его никто не ждал, но и человек, имеющий право реализовать свободу выбора себя, своего места в мире. Единственной возможностью познать свою экзистенцию является возможность пережить ее на собственном опыте, содержание которого определяется не только тревогой и одиночеством, но и важнейшими его составляющими – любовью, верой, надеждой. Осуществить, в полной мере познать себя и мир человек может только посредством коммуникации с другими. Замкнувшийся в себе, закрытый для окружающего человек, которого мы наблюдаем в состоянии культурного шока, не может решать проблемы, возникшие перед ним. Карл Ясперс утверждает, что все проблемы современной жизни лежат в духовной плоскости, тем самым определяя вариативность человеческого существования, отражающего духовный опыт его жизнедеятельности. Отечественный философ-экзистенциалист Николай Бердяев очерчивает два полюса человеческого существования – «чуждость и общность»: «Я мучительно чувствовал чуждость всякой среды, всякой группировки, всякого направления, всякой партии. Я никогда не соглашался быть причисленным к какой-либо категории. Я не чувствовал себя входящим в среднеобщее состояние человеческой жизни» [2, с. 45]. Чуждость человека по отношению к окружающему, с одновременным пониманием жизненной необходимой общности с ним, как характерная симптоматика культурного шока, вызывает экзистенциальные размышления, подводит к переосмыслению собственной идентичности. В состоянии культурного шока человек чаще, чем когда-либо задается вопросом о смысле жизни, о своем месте и роли в этой жизни, о соответствии своего предназначения той реальности, в которой он существует, о влиянии этой социокультурной реальности на его формирование и становление. Экзистенциальная философия рассматривает культурный шок как проявление кризиса идентичности, вызванного утратой привычной, «обжитой» структуры смысла: человек, теряя привычные жизненные ориентиры, должен заново «создать» себя в условиях нового культурного контекста. Феноменологический подход к осмыслению явления культурного шока связан с восприятием Другого. Эдмунд Гуссерль и Мерло Понти предлагают рассматривать культурный шок как особый опыт столкновения с Другим. Э. Гуссерль в своей работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» утверждает, что восприятие мира всегда связано с процессом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=