Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
85 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. конституирования смысла через интерсубъективность, через интенциональное созерцание и переживание [7]. Попадая в новую культурную среду, человек сталкивается с «инаковостью», которую он не в состоянии сразу понять или интерпретировать на основе привычного знания. Этот опыт приводит к необходимости пересмотра собственных эпистемологических установок. В ситуации культурного шока привычные интенциональные акты теряют свою эффективность, что приводит к дезориентации и тревоге. Оказавшись в пространстве иной культуры и столкнувшись с необходимостью соединения социально-материальных и духовных жизненных аспектов, человек пытается «вписать» свое, индивидуальное в общественное, социальное, найти точки пересечения с ним, установить баланс гармоничного равновесия. Контекст сосуществования человека с «Другим», в который он попадает в ситуации культурного шока, и не столько сосуществование, сколько самоактуализация в значении деятельностного соучастия с этими другими «Я», – побуждает человека к поискам возможности «Бытия-вместе-с-другими». В философии Мориса Мерло-Понти главной феноменологической идеей выступает идея телесности. М. Мерло-Понти, развивая идеи феноменологии тела, утверждает, что восприятие Другого – это телесный опыт, в котором тело играет центральную роль в понимании окружающего мира. В своей работе «Феноменология восприятия» он пишет, что культурный шок – это не только когнитивное, но и телесное переживание, выражающееся в чувстве тревоги, дискомфорта и социальной изоляции. Этот феноменологический опыт восприятия другой культуры демонстрирует, что процесс узнавания является не просто когнитивным процессом, но также и телесным, что делает его уникальной частью человеческого опыта. «Наше тело – это не просто объект в мире, но средство коммуникации с миром», – отмечает он [12, с. 119]. Культурный шок можно рассматривать как нарушение этой телесной коммуникации с миром, когда привычные телесные практики и жесты теряют свое значение в новом культурном контексте. Анализируя явление культурного шока с точки зрения герменевтики, отметим что ситуация культурного шока – это, прежде всего, контакт субъективного с объективным. В таком контакте возможна креативная составляющая, выражающаяся в действиях, поступках человека, могущих привести к образованию собственного жизненного пространства, учреждению своей материально-духовной среды. Но человек, как существо социальное, не может жить и эволюционировать в замкнутом, локальном пространстве: «Только через других мы сознаем и убеждаемся в истинности собственного дела, – разумеется, не через то или иное случайное лицо. Что истинно, то не есть исключительно мое или твое достояние, – это есть достояние всеобщее… Это единение есть подтверждение, есть знание, утверждение истины – уже только потому, что самое единение есть истина» [19, с. 32]. Действие в герменевтическом опыте человека содержит в себе мощный потенциал трансформации окружающего, в основе которого – аспекты понимания и выражения индивидуальности «Другого». В работе «Истина и метод» Ханс- Георг Гадамер вводит концепцию «слияния горизонтов» как способ понимания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=