Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

87 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. объективными реалиями нового культурного окружения. В эпоху глобализации герменевтическое понимание происходящих явлений больше не является одним из локальных контекстов современного мира, сегодня оно приобретает транснациональное значение. В ситуации культурного шока человек подходит к необходимости интерпретировать особенности чуждых ему жизненных норм, что требует коррекции и пересмотра собственных культурных установок. Речь идет не просто о достижении примиряющего согласия, а об общем понимании, которое, с нашей точки зрения, основывается на осознании и принятии культурных различий. Попадание человека в чужеродную культурную среду, столкновение с иной культурой, привыкание к новому окружению вызывает целый ряд морально-этических проблем, связанных с переживанием культурного шока. Волнение, стресс, обманутые ожидания приводят к шоковому восприятию новой культуры, которое влечет за собой не только неприятие этого нового окружения, но и содержит вероятность негативной оценки собственной культуры, выражающееся в осознании ее неуниверсальности. Неспособность справиться с ситуацией вызывает у человека чувство собственной неполноценности, порождающее неверие в себя и глубокое разочарование в окружающем мире. Желание убежать от окружающей действительности заводит человека в тупик одиночества, безвыходности, беспомощности, когда он «замыкается» на себе, не получая от окружения импульсов признания и поддержки: «Еще одна ночь? – В бреду. Еще один день? – Кошмар. В еще один дом? – Войду. Назойливо. Как комар. Еще один день? – Убьем… Дышу из последних сил. А Город устал и спит. Дожить до утра просил…» [13, с. 33-34]. Эти строки поэтессы Е. Нудельман являются зеркальной иллюстрацией состояния человека, переживающего культурный шок. Человек напряженно ищет некое равновесие, которое компенсировало бы его стрессовое состояние: духовно-нравственные установки, задающие координаты его присутствия в новой культурной среде, создают причудливые конфигурации отдельных человеческих судеб в общем контексте новой культуры. Возникновение напряжения между воспоминаниями о прошлом, привычном укладе жизни и новыми реалиями вызывает стрессовое состояние, приводящее к саморазрушению человека и как физической, и как духовной сущности. Поэтому интенции человека к укоренению в иной культуре, стабильности своего существования в ней, одновременно с желанием сохранить свою культурную идентичность являются экзистенциальной установкой каждого человека как представителя определенной социальной общности. Культурный шок испытывается им оттого, что при столкновении с иной культурой рушится сформированное смысло-жизненное пространство, задаются новые значения и ритмы существования, которые человек не всегда способен сразу понять и принять. Потеря этого смысла приводит к ситуации, когда человеку «нечем» и незачем жить, его охватывает психологическая усталость: «Это то, что происходит, когда знакомые психологические подсказки, которые помогают человеку функционировать в обществе, вдруг изымаются и заменяются новыми – странными и непонятными. Феномен шока культуры объясняет во многом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=