Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
88 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. замешательство, фрустрацию и дезориентацию …» [18, с. 23]. Как этический вызов предлагает рассматривать встречу с другой культурой Э. Левинас и преодоление этого вызова он видит в восприятии его как расширения возможностей человеческого существования, как новый путь к социальности, могущий привести человечество не к тотальности «родового единства», а к «родству людей», их «братству» [11, с. 216]. В философии Э. Левинаса братское «Мы» олицетворяет плюралистическое общество, основанное на приятии «Другого», «ответственности «я» за себя и за другого» [там же, с. 217]. В ситуации культурного шока категорический императив И. Канта, предполагающий неукоснительное следование ему каждого человека, то есть, взаимоотношения долженствования в идеальном обществе, оказывается поколебленным, утрачивающим свои основания. В новой культурной среде никто, никому, ничего не должен: автономия человека (в значении его самодостаточности) подменяется гетерономией, отвергающей обусловленность нравственности законами человеческого общежития. Переживание человеком одиночества и покинутости при попадании в иную культурную среду объясняется, помимо внешних факторов тем, что «…всякий дан себе самому непосредственно , другие же даны ему лишь косвенным образом – через представление о них в его голове… Именно вследствие присущей каждому сознанию субъективности всякий составляет для себя самого весь мир…» [24, с. 315]. Вместе с тем, мы осознаем, что, когда отношения с другими у человека определяются на уровне нравственных ценностей любви, добра, справедливости, – представители иной культуры, с их религиозными верованиями, мировоззренческими взглядами, языком, воспринимаются дружелюбно, не нарушая гармонии его внутреннего мира. Культурный шок, рассматриваемый в ракурсе такой установки, можно и, вероятно, должно интерпретировать как ситуацию этического пробуждения, когда человек, сталкиваясь с радикальной инаковостью, способен пересмотреть свои морально-этические установки. Культурный шок воспринимается человеком как негативный опыт, но это сложное явление, характеризующееся диалектическими противоречиями, и как у всякого диалектического процесса, у него есть свои положительные стороны. К таким положительным характеристикам относится, прежде всего, личностный рост. Знакомство с новой культурной средой расширяет кругозор человека, стимулирует его к пересмотру своих взглядов и привычек, что помогает ему стать более толерантным и открытым по отношению к миру и различным культурам, его создающим. Процесс адаптации к новой культуре развивает креативность и гибкость мышления, навыки решения жизненных проблем. Кроме того, культурный шок способствует повышению самосознания человека, лучшему пониманию себя, своих культурных особенностей, что помогает осознать сильные и слабые стороны, разобраться в ценностях и мотивациях. Ситуация культурного шока может положительно повлиять на профессиональное развитие человека на уровне улучшения навыков межличностного общения, понимания невербальных сигналов, развития креативности в генерировании новых идей и подходов к разрешению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=