Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
96 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Теоретико-методологическими подходами к рассмотрению заявленной темы выступают системный и комплексный. Специфика исследования выявила необходимость применения причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Изучение цифровой среды с позиции философии и культурологии представляется особенно важным, поскольку помогает вскрыть не просто механизмы, новые веяния, психологию цифровых процессов, но и даёт возможность осмыслить их перспективы для будущего, оценить с позиций общечеловеческих ценностей. Мы также готовились к проведению исследования и анализу его результатов, учитывая культуру повседневности в её глубоком понимании, как формирующую изо дня в день базу ценностей и смыслов человеческой жизни. «Повседневность – это обыденная жизнь человека, мир, с помощью которого он строит свою жизнедеятельность, объясняет мотивы поведения, нормы, правила и ценности, жизненные ситуации, в которые он попадает и с которыми сталкивается. В пространстве повседневности индивид также реализует свои способности, умения и навыки, раскрывает таланты» [3, с. 20]. «Культура повседневности – весь объём культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, здесь и сейчас» [4, с. 203]. Под цифровой средой в опросе понимается пребывание в Интернете и широкое применение с разными целями компьютеров, смартфонов, планшетов и т.п. Социальные сети, блоги и каналы, на наш взгляд, во многом определяют и формируют цифровую среду и связанную с ней новую культуру. Взаимодействие блогера и его подписчика представляет собой новую форму отношений. Это не товарищество и не дружба в прежнем понимании; но это тоже способ общения, эмоциональных откликов и реакций, оценивания, поиска смыслов, создания и обретения ценностей и т.д. (Причём способ всё более распространённый, если не преимущественный). Меняется выражение солидарности, одобрения, осуждения, критики, взаимоотношений с миром и с собой: виртуальные «лайки» и «дизлайки» в социальных сетях и видеохостингах имеют реальное значение, несмотря на отсутствие прямого контакта людей. «Мы можем говорить о формировании интернет-культуры как отдельного типа культуры современного общества со своими ценностями, нормами, языком и пр. Социальные сети – это не только площадка для общения, но и глобальное пространство для построения коммуникаций» [9, с. 92]. «Ещё одно явление, синтезирующее в себе практики потребления и коммуникации, – это сетевые дневники, или блоги… Самотворение, или самоконструирование, часто квалифицируются как уникальные признаки именно сетевой личности. Онлайновые дневники служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого принципа. Живая, постоянно обновляемая, динамичная личностная история рождается у нас на глазах» [12, с. 70-71]. «Блоги – разновидность сайтов, на которых контент создают сами пользователи, причём доступ к нему не зависит от их количества, а обновление контента происходит без перезагрузки компьютера… Текст, написанный ведущим рубрики, в блоговой коммуникации является своеобразным “триггером”, который
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=