Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

100 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. интерпретациями того, что определяет наше будущее в «Интернете», цифровых медиа и через них – колеблясь между надеждой на спасение и апокалипсисом последних времен, между утопией и антиутопией. Также, существуют три термина, которые могут быть полезны для характеристики взаимного влияния между цифровыми медиа и религией, поскольку они указывают на религиозное «вмешательство» в их структуру: 1. Внутрисетевое взаимодействие – это технологически-цифровой способ формирования человеческого общения и сообществ, создающихся внутри «Интернета». Сети существовали и раньше: письма, книги и ученые были связаны общением и взаимодействовали в культурном плане, торговцы и путешественники распространяли религию, монеты как ранний способ обмена и средства передачи информации отвечали за религиозно-экономическую взаимосвязь мира [9, c. 6-7]. Примером может служить и раннее христианство, которое было «сетевой» религией, она распространялась и укрепляла свои структуры посредством посланий своим последователям и проповедникам. В «Интернете» всё чаще исследователи сталкиваются с образованием групп, которые были созданы не для личного пользования, а для виртуального диалога между людьми, объединенными средствами массовой информации посредством переписки и сводов правил. Социальные сети и, следовательно, сетевые сообщества были и остаются зависимыми от СМИ и массово приобретают виртуальный характер в ходе цифрового развития [11, c. 46]. 2. Цифровые технологии для общения: «Интернет» включает в себя два аспекта, а именно техническую форму и возможность глобального распространения. Они влияют на мышление, поведение, восприятие, действия и форму сообщества, сформированного в социальных сетях. Средство массовой информации как способ передачи «посланий» различных вероучений теперь само выполняет связующие, определяющие личность задачи, которые были основной областью религиозных функций. Но помимо технической взаимосвязанности, существует также неисчерпаемость и фрагментарность информации. Религиозная информация всегда была объединением общедоступной и закрытой части культовых мероприятий. Различные формы и конфессии христианства впитывают различные ритуалы, представления из архаичных языческих, иудейских и возникших в древности гностических учений. На основе вновь открытых элементов предшествующих религиозных учений энтузиасты и исследователи сформировали новые синкретически-гибридные формы обобщающих религий. Ярким примером может служить возрождение на территории постсоветского пространства языческих традиций на основе как настоящих исследований, так и откровенных выдумок на подобии печально известной «Велесовой Книги». С каждым годом растёт количество сект, религиозных объединений и учений пытающихся с помощью методов сопоставления, реконструкции, а где-то и благодаря псевдонаучным теориям возродить древние традиции. «Звенящие Кедры России», «Родноверы», «Виссарионовцы» и многие другие неоязыческие объединения активно используют «Интернет» для пропаганды своих вероучений [10, c. 52-54]. Через

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=