Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

101 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. всемирную сеть информация обо всех религиях, культах, ритуалах, тайных учениях стала вездесуща, доступна для использования, пригодна для интерпретации и может быть изучена кем угодно. 3. Религия и гаджеты: цифровизация позволяет передавать различный контент все более быстрыми способами и с привлечением все большего числа участников общения. Это также создаёт новую форму самих сетей в виде различных приложений на мобильных устройствах. В 2024 году сложно представить человека, у которого нет телефона или планшета с доступом в «Интернет». Наличие таких гаджетов в современном мире уже не просто приятное многофункциональное дополнение к бумажным деньгам или книге, а важнейшая вещь для общения и обмена информацией. Естественно, в рамках цифровизации всей жизни человека, религиозное общение стало возможно и через телефоны и другие устройства. Они по сути своей стали «диспозитивами» нашей жизни: диспозитивы - как определил и проанализировал итальянский философ и эстетик Джорджо Агамбен - формируют наше я, упорядочивают его, делают доступным и ставят под свой контроль. Таким образом, «Я» одновременно определяется как субъект и объект влияния. «Слепая среда» в сетевом пространстве как возможность для равного диалога. Цифровая среда как новый фактор формирования религиозности. В «Интернете» также проявилась уникальная особенность, которая не встречалась в рамках социальных связей в прошлом, а именно феномен «слепой среды». Этот термин объединяет массы в социальных сетях одним своим существованием и проявляется в чувстве общности, возникающей в принадлежности к связям с другими людьми. «В Интернете никто не знает, что вы слепой, физически неполноценный, мужчина или женщина» [2]. Однако следует задаться вопросом: в какой степени объединяющая черта в религиозных ритуалах, таких как исповедание, отражает реальную картину религиозного сообщества в «Интернете»? Добровольный характер исповеди, как онлайн, так и офлайн, открывает возможность для членов религиозного сообщества исповедовать свои чувства, эмоции, страхи, а также компрометирующую информацию перед другими людьми без принуждения, правил и предписаний. Общество находится в процессе эволюции цифровых технологий, поэтому онлайн-характер жизни, или, скорее, её цифровизация, становится все более заметной. Личность каждого интернет-пользователя, данные, связи и знакомства на сегодняшний день имеют для него огромное значение. В связи с этим сдвигом в сторону стремления к ежедневному, а иногда и ежечасному времяпрепровождению в «Интернете» и, следовательно, к постоянному «увековечиванию» себя в сети, важность фундаментальных вопросов смещается в сторону «тайны» всемирной паутины: «Всемирная паутина стала костром, вокруг которого люди собираются, чтобы рассказать свои истории, познакомиться с людьми и наладить взаимоотношения. Через сеть «Интернет» люди стремятся создавать социальные группы, которые бросают вызов традиционным представлениям о сообществе. Но могут ли люди действительно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=