Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
109 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Введение: Современный мир активно входит в «эпоху цифровизации», которая затронула уже почти каждого лично и практически все области современной жизни, включая науку и образование. Этот термин еще почти не вошел в лексикон Википедии, где есть только 1 статья на русском языке «Цифровизация в России», которая сообщает, что «в самом широком понимании, цифровая трансформация гос. управления и всех отраслей экономики России, включая госсектор и частный сектор экономики» страны. В этом контексте упоминаются «цифровая революция» («Digital Revolution»), «Четвёртая промышленная революция» («The Fourth Industrial Revolution») и т.п. обозначения современных социальных трансформаций, включая такие масштабные проекты и программы как «Электронная Россия» (2002-2010), «Информационное общество» (2011 – 2020) и «Цифровая экономика» (2019-2024). Постоянно публикуются статьи, сборники и монографии, где представлен термин «цифровизация», который, однако, отсутствует (на 01.11.2024) в базе данных Национального корпуса русского языка (далее – НКРЯ), при этом оказываясь широко представлен в других академических базах данных, к примеру, в «DisserCat» (3026) и «Elibrary.ru» (258 928), а «КиберЛенинка» показывает следующую картину распределения исследований по различным научным специализациям: Экономика и бизнес (23922), Науки об образовании (11715), Право (7913), СМИ (медиа) и массовые коммуникации (3182), Компьютерные и информационные науки (2260), Социологические науки (2213), Политологические науки (1296), Науки о здоровье (1124), Философия, этика, религиоведение (1007), Языкознание и литературоведение (944). Сама «цифровизация» неразрывно связана с эксплицитной невидимостью математической, в основах своих восходящей к почти легендарному Пифагору (Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, Pythagoras, ок. 570-490 гг. до н. э.), основанному им сообществу и новой картине мира. Проповедники и последователи идей общины «пифагореизма» (Πυθαγόρειοι/Πυθαγορικοί), поведали о небывалой ранее картине реальности, разделившись на «акусматиков» (ἀκουσματικοί, т.е. практиков, ритуалистов, т.н. «внешний круг») и «математиков» (μαθηματικοί, т.е. постигающих умозрительные истины науки, т.н. «внутренний круг»), конструировавших символическое представление о «невидимизации» подлинного бытия. Мир физических и наблюдаемых (зримых) явлений и объектов был осмыслен как своего рода «маска» подлинного мира незримых математических отношений. 1. Маска как феномен культуры Слово «маска» входит в русский язык, согласно лингвистическим исследованиям, только с XVIII века, постепенно вытесняя слово «личина», известное с 1201 года, когда упоминали про «коней в личинах», т.е. защитном средстве, шлеме, одеваемом на голову боевых лошадей [18, c. 255]. Согласно НКРЯ, данное слово встречается в этой базе в 4218 текстах, применяясь к изображениям на некоторых предметах (НКРЯ, Роспись серебряным сосудам..., 1659), описаниям насекомых (НКРЯ, И. И. Лепехин. Дневныя записки ... Ивана Лепехина..., 1769), к физиогномике «лицемеров» (НКРЯ, В. К. Тредиаковский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=