Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

111 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Демиурга в качестве посредника реализации невидимого идеального начала в рамках видимого мира» [7]. В современном мире маска не имеет исключительно традиционное назначение как религиозного или культурного предмета надеваемого на голову, с целью проведения того или иного действа, а может являться отражением состояния современного человека, превращением его самого в «означающую маску», или репрезентацию. Обращаясь к работе «Путь масок» («The Way of the Masks», 1969) К. Леви-Стросса (Claude Lévi-Strauss, 1908-2009), можно предположить, что первоначальное значение маски так же может быть воспринято как инструмент «социальной драмы», позволяя пережить трансформацию идентичности личности и в будущем времени [9, с. 33]. В таком контексте первоначальное понимание маски воспринималось как отношение к «символическому объекту, наделенному ритуальным содержанием». Это выражение отлично демонстрируется на примере артефактов древних цивилизаций (около 3000 г. до н.э. – 500 г. н.э.). Так, в Древнем Египте (XIV веке до н.э.) маска фараона Тутанхамона (т.е. «живое воплощение Амона»), согласно Г. Картеру (Howard Carter, 1874-1939) имела ритуальные функции защиты души умершего в процессе погребения. Этот древнейший артефакт был изготовлен из золота с инкрустацией драгоценных камней как символа божественности. Позже феномен трансформируется в древнегреческом контексте (VI веке до н.э.), накладывая коннотации с «сакральным» на античную театральную маску, тем самым проявляя представления о божествах, через актера театра, для зрителя. Как отмечает А. Д. Пантелеев, культ Диониса (Διόνυσος) и Деметры (Δημήτηρ), стал «самым популярным сюжетом для постановок в амфитеатрах», т.к. эти боги отвечали за плодородие и богатства, производительные силы природы, что в античную эпоху особенно ценились у зрителей [17, с. 103]. На праздниках в их честь разыгрывались сакральные представления с импровизированными актерами. Заметив это, поэт Арион Метимнейский (Ἀρίων ὁ Μηθυμναῖος, конец VII – начало VI в. до н. э.) решил систематизировать структуру постановки, добавив в их содержание первые «дифирамбы» («Διθύραμβος», т.е. хор сопровождающий действо), которые вещали о деяниях и подвигах богов, тем самым выделив в центр материальной сцены «маску» как главный элемент демонстрации устных религиозных мотивов в «трагедиях театра» [17, с. 108]. В то время поэты, слагавшие драмы и состязавшиеся на конкурсах во время праздников (Дионисиях), были одновременно как режиссёрами, так и единственными актерами- протагонистами. Антропологи полагают, что древнейшие маски могли возникнуть как элемент охоты, способный маркировать приобщение к миру животных, скрывая аутентичность и идентичность человека, и/или сакрального ритуала, приобщающего шамана и членов племени к миру предков [19]. В начале XX века французский антрополог Марсель Гриоль (Marcel Griaule, 1898-1956), стал одним из первых исследователей, описавших культуру и искусство африканского народа Догон, включая изучение масок Н'домо («Ndomo», пер. с языков народов Мали «поиск знаний») [12]. Первые предания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=