Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

112 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. народа о своих предках относятся к X – XI вв., согласно зафиксированным данным Гриоля. Позже местные жители рассказали о маске канага/Н'домо, которая появилась только в XIV – XV вв. как исторический памятник, свидетельствующий о создании мира и появления знаний о Сириусе («Masques dogons», 1938) [12]. Она стала олицетворением образованности народа. Несмотря на разнообразие обычаев и традиций народа Догон, ими признается, что существует нечто общее, «невидимое», что связывает всех членов общества. Догоны отождествляют с «невидимым» демиурга Амма. Личина представляет собой форму двойного креста, напоминающего о сотворении мира этим богом («неба и земли») как отображения бессмертного космоса и земного начала в самом факте ношения человеком маски, объединяющей оба аспекта в единство. Данное изображение маски напоминает рецепции местным населением христианских мотивов. Остается загадкой появление в древнем африканском сознании монотеизма до прихода западной колониальной культуры. В настоящее время изображение элементов маски можно увидеть в символах некоторых государств (Мали, бывший Французский Судан). Продолжая рассуждение, обратимся к мысли Ю. М. Лотмана (1922-1993 гг.), одного из самых известных советских литературоведов и семиотиков XX века, которая наглядно демонстрирует подход, состоящий в особом понимании маски, выступающей как «осознанный способ существования индивида в обществе, и его одновременное отождествление с чьей-то другой ролью» [10, с. 262]. Его особенность состоит в ориентированности на присутствие зрителя и на абстрагирование от него для погружения в амплуа. В данном контексте «маска есть психологический барьер», представляющий собой сокрытие, обусловленное стремлением субъекта приспособиться к окружающей действительности, и впоследствии управлять ей, описывая как «Александр, проводя избранный им курс, но, как всегда, лукавя, меняя маски и подготавливая очередных козлов отпущения ...», отправил в ссылку Сперанского [10, с. 283]. Подходя к рассмотрению места маски в современном мире (XX – XXI вв.), можно отметить, что использование масок как элемента сакральной культуры сохранились лишь в фольклорных традиционных формах. В ряде случаев маска выступает как «знак протеста», что наглядно демонстрируется в известном итальянском фильме «Зорро» («Zorro», реж. Duccio Tessari, 1975), где главный герой Диего, благодаря маске, перевоплощается в другого человека, борющегося за свободу и равноправие. В последние годы (пандемия СOVID-19), маска приобрела совсем новые коннотации, выступая символом «заботы о здоровье и общественной ответственности». В этом специфическом контексте некоторые люди начали украшать медицинские маски, превращая их в элемент эстетического самовыражения и даже целого направления моды, когда, к примеру, «Lumen Couture» создал LED-матрицы для масок, на которые можно выводить тексты и рисунки через программу на смартфоне, тем самым позволяя людям выводить своих «айдолов» и демонстрировать элементы различных субкультур. Другим примером могут быть виртуальные маски («аватары»), которые позволяют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=