Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
113 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. скрывать личность человека на просторах интернет платформ, к примеру, маски Гая Фокса и т.п. В целом можно отметить, что постоянно меняющийся современный мир впитывает в себя многогранные смыслы феномена «маска», выполняющего множество функций: защиты здоровья, социального самовыражения, анонимности, моды, протестной критики общества и т.п., отражая сложные аспекты человеческой природы и социального взаимодействия. Маска и сегодня продолжает приобретать новые значения, оставаясь универсальным средством манифестации и визуальным олицетворением незримых смыслов. 2. Незримое: между «невидимизацией» и визуальной манифестацией Термин «невидимизация» еще мало распространен в современной литературе, его нет в НКРЯ, а в базе Elibrary.ru представлено только 4 текста, первый из которых был опубликован в 2020 году [14, с. 108]. Более детальный анализ показывает, что есть и еще статья, где в 2019 году отмечалось такая особенность т.н. «наблюдения второго порядка» за протестными акциями, которые «не поглощают протестующего настолько, чтобы «невидимизировать» поведенческие и коммуникационные альтернативы» [3, с. 42]. Истоки этого термина восходят к творчеству Н. Лумана (Niklas Luhmann, 1927-1998), классику социологии ХХ века, который в монографии «Die Gesellschaft der Gesellschaft» (1997) описал «невидимизацию» как «unmarked state» наблюдателя [11, с. 262]. В 2018 году была издана монография Х. Гумбрехта, писавшего, что «у современного человека изменилось восприятие времени», поскольку пришло «время "латентности"», как «подспудного, скрытого сосуществования множества прошлых и одновременно мутировавшего до неузнаваемости образа будущего», когда становится заметно, что «дискриминация и "невидимизация" ... обоюдны – и даже универсальны – среди тесных перегородок испанского общества во времена военной диктатуры середины XX века» [6, с. 45]. Невидимизация сегодня может выступать как практическая задача для разработки военных технологий, к примеру, «Стелс» («Stealth»), позволяя снижать заметность боевой техники, усилив ее неуязвимость и, соответственно, повысив выживаемость людей. Можно еще упомянуть сказочную «Шапку– невидимку» из фольклорных текстов, начиная с древнегреческого мифа о «шлеме Персея», роман «The Invisible Man» (Человек-невидимка, 1897) писателя Герберта Уэллса (Herbert George Wells, 1866-1946), его многочисленные экранизации, включая относительно недавний фильм ужасов (The Invisible Man, 2020, реж. Leigh Whannell). Феномен «невидимизации» имеет несколько основных аспектов, первый из которых связан с невозможностью «наблюдать собственное наблюдение» за действительностью, всегда остающееся «невидимым», как, к примеру, это прекрасно, в контексте «построения нового атеистического общества» и всей мировоззренческой ситуации той эпохи, показано в знаменитой комедии А. Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Здесь, в «сцене на острове», длящейся около 90 секунд, показано как обстоятельства заносят контрабандиста Гешу Козодоева (в исполнении А. Миронова) на крохотный участок суши посреди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=