Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
116 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. ритуала «увидеть» и «взаимодействовать» с тем, что обычно остаётся за пределами человеческого восприятия. В своей работе «Священное и мирское» Мирча Элиаде (1907-1986 гг.) полагает, что маску нужно воспринимать как «таинственный акт», соединяющий пространство священного и мирского, когда она выполняла роль «...чего-то потустороннего, не принадлежащей к нашему миру» в предмете, который выступал «как неотъемлемая часть естественного мира, т.е. мирского» [20, с. 17]. Элиаде говорил, что «священное напитано бытием», оперируя данным высказыванием, можем предположить, что маска надеваемая человеком, включает его в процесс принятия этого «инобытия», и абстрагирует его от прежней данной ему эмпирической реальности [9, с.18]. Будет уместно упомянуть комментарий С. В. Пахомова о практической стороне работы этого автора, в которых можно проследить отношение священного и человека, поскольку он «часто описывает странные ситуации, в которых его персонажи сталкиваются с какой-то неведомой силой, с проявлением небывалых, сверхъестественных способностей» [16]. Заключение. Каждый может непосредственно созерцать солнце над головой или гору Олимп в Греции, которую освещает это светило, но невозможно наблюдать деятельность древнеегипетского бога Атона (воспетого Эхнатоном) или семейства олимпийских богов, описанного Гомером, так же как «совести» или «ума» в отдельной личности, даже после самого тщательного ее хирургического «вскрытия», как об этом, согласно современной легенде, сказал И. В. Сталину в ответ на вопрос о том, видел ли он душу, вскрывая своих пациентов, В. Ф. Войно-Ясенецкий (он же архиепископ Лука, 1877-1961), знаменитый хирург, при вручении ему Сталинской премии первой степени (1946). В. В. Бибихин (1938-2004 гг.) писал про невидимость мира в целом, поскольку «всё, что мы видим, когда что-то видим, - это части мира, и мы никогда не видим мир в целом. Если есть, что-то безусловно невидимое, так это мир» [5, с. 12]. Литература 1. Аринин Е. И. Политологическое религиоведение: «religio» от Цицерона до Лумана в поисках идеала «Pax Deorum» // Религиоведение. 2019. № 2. С. 110. 2. Аринин Е. И. Вера и религия (лингвистические и феноменолого- религиоведческие аспекты) // Гражданственность. Патриотизм. Культура. Религия : кол. монография / под. общ. ред. и сост. А. А. Лисенковой, М. Г. Писманика и А. А. Субботиной. Пермь: Перм. гос. ин–т культуры, 2023. С. 297– 298. 3. Бараш Р. Э., Антоновский А. Ю. Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4 (22). С. 42.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=