Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

125 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. чувственного многообразия, по мнению Канта, является рассудочным мышлением, которое доступно искусственному интеллекту. Идеям чистого разума (Бог, мир, душа человека) соответствует предмет разумного мышления, который недоступен искусственному интеллекту. Идеи разума не подчиняются законам формальной логики, так как мир, в котором мы живем – противоречив. И главное противоречие нашего мира связано с проблемой добра и зла. У искусственного интеллекта эта проблема отсутствует. Разум подчиняется диалектической логике, где источником мышления является противоречие (закон единства и борьбы противоположностей). Только человеку свойственна творческая активность разума. Отметим, что Гегель считал, что высший этап развития универсума – это мыслящее в себе мышление в виде Абсолютного Духа. Для Гегеля мышление – это процесс развития Абсолюта в соответствии с диалектической логикой. Этот процесс развития присутствует в мире и в человеке, так как источником развития является противоречие. В науке противоречие отсутствует, так как она подчиняется формальной логике. Если включить противоречие, например, в математику, то математика, как наука, исчезнет. А основой искусственного интеллекта является математическая логика. Господь дал человеку душу. И поэтому нравственный выбор осуществляет душа и сердце человека. У искусственного интеллекта нет души и совести. Только человек может ставить под сомнение нормативы рассудочного мышления. У человека есть не только знания, но и мудрость. Искусственный интеллект лишен мудрости. Мудрость – высшее ценностное духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия [3, с. 618]. Господь дал человеку совесть. Для искусственного интеллекта главное – это дисциплина мышления по законам формальной логики. А для человека самым важным является не дисциплина мышления, а совесть, которая самое священное в человеке, где он встречается с Богом. Совесть – это тонкое чувство в сердце человека, с помощью которого человек различает добро и зло. Это голос Бога в душе человека. Это чувство невозможно заглушить внешними потребностями. Без этого чувства душа человека каменеет. И это является причиной наркомании, алкоголизма. Совесть для человека – это призыв вернуться к Богу. Ужас совести – это тревожность, которая имеет глаза, взирающие на человека. Совесть зовет в истину, к Богу. А Бог не подчиняется когнитивно-априорным конструктивным опытам внешнего мира, Бог спасает человека от этого мира, где существует выбор между проблемами добра и зла. Следовательно, научно-техническое развитие без нравственности пользы не принесет. Есть знание о нравственности, а есть переживание стыда, сострадания, жалости, милосердия и т.д. У искусственного интеллекта есть знания, но отсутствует переживание живого чувства, нет любви, нет души, совести и, поэтому, нет возможности различать добро и зло. Следовательно, человек должен стать духовно-нравственным, быть выше искусственного интеллекта и нести ответственность за все то, что происходит в мире. Потеря нравственности приведет к глобальной катастрофе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=