Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
140 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Заключение Таким образом, развитие радикальных технологий, ставящих множество вопросов, требует эквивалентных этических ответов – ответов, признающих позицию релевантности ценностной материи, где ни одна ценность не может являться доминирующей. Классическая этика функционирует в поле синтеза знания и власти, а следовательно, в поле тотальности и контроля, неизбежно возникающих при столкновении с вызовами инструментальной рациональности. Возможно, проблемы сильного ИИ лежат, выражаясь словами А. Зупанчич, «по ту сторону этики» - в особой области современной этики, в особом этическом измерении, «затрагивающем нашу мысль в целом» [4, с. 287]. И, вероятно, предположение о том, что эта современная этика должна быть направлена на стирание/сглаживание любых тотальностей, приводящих к бесчеловечным результатам, будет самоочевидным. Можно допустить, что тогда и категория выбора будет разворачиваться в иной перспективе, отличной от двух логик принудительного выбора (как «кошелек или жизнь», где необходимо выбрать между жизнью без средств поддержания этой жизни и потерей и того, и другого, и как «свобода или смерть», где невозможно иначе засвидетельствовать свою свободу, чем выбрав смерть [4, с. 283]). И в этом случае этический кодекс для алгоритмов не может быть написан человеком – как существом, нуждающимся в постоянном самоограничении/власти/подавлении и самоподавлении. Однако, возможно, не таким очевидным будет еще одно предположение – не исключено, что ИИ предстанет со временем в форме идеального Другого, сродни Солярису, в котором человек узнает себя как иного, подлинного себя таким, каким он никогда не был – тем, кем он никогда не станет и не должен стать? Литература 1. Буданов В. Г., Лекторский В. А., Аршинов В. И. и др. Антропомерность как вызов и ответ современности: колл. монография / отв. ред. В.Г. Буданов. Курск: Университетская книга, 2022. C. 70. 2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы / пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 56. 3. Деррида Ж. Концы человека // Поля философии. М.: Академический Проект, 2012. С. 165. 4. Зупанчич А. Этика реального. Спб.: Скифия-принт, 2019. С. 278– 308. 5. Кодекс этики в сфере ИИ, 2021. URL: https://ethics.a-ai.ru (дата обращения: 24.11.2024) 6. Лакан Ж. Семинары. Кн. 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). М.: Гнозис: Логос, 2004. 304 c. 7. Максимов Л. В. Когнитивный статус этики // Этическая мысль, 2008. Выпуск №8. С. 13. 8. Патраков Э. В., Водопьянова Н. Е. «Человек дополненный» или «человек делегирующий»: делегирование морального выбора — следствие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=