Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
18 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. согласовании (совмещении, выравнивании) систем искусственного интеллекта с человеческими ценностями. В качестве сравнительной модели базовых человеческих ценностей авторы избирают теорию ценностей Шварца (STBV). Авторы считают, что между ценностными профилями LLM и данными о ценностных мотивациях людей на основании STBV, имеются значительные расхождения. Модели ИИ не достигают консенсуса и демонстрируют явные мотивационные предубеждения, отражающие непрозрачные процессы согласования . Например, все модели ИИ почему-то отдают приоритет универсализму и самодостаточности, уделяя меньшее внимания профессиональным достижениям, стремлению к власти и личной безопасности, по сравнению с людьми. В этом исследовании STBV использовался авторами для составления карты мотивационно-ценностной инфраструктуры, лежащей в основе ведущих LLM. Несмотря на то, что исследование показало, что STBV может эффективно характеризовать подобную ценностную инфраструктуру в LLM, существенное отклонение от человеческих ценностей вызывает этические опасения по поводу применения этих моделей в сфере психического здоровья при общении человека с ИИ. Предвзятое отношение к определённым культурным ценностям чревато существенными рисками при интеграции ИИ без надлежащих мер безопасности. Например, приоритет универсализма может способствовать безоговорочному принятию решений в цифровой биоэтике, даже если это неразумно с клинической точки зрения. Кроме того, различия между LLM подчеркивают необходимость стандартизации процессов согласования для отражения истинного культурного разнообразия. Таким образом, любая ответственная интеграция LLM в систему оказания психиатрической помощи должна учитывать присущие им предубеждения и несоответствия мотивации, чтобы обеспечить справедливое оказание помощи различным группам населения. Достижение этого потребует прозрачности и совершенствования методов согласования для привития искусственному интеллекту всеобъемлющих общечеловеческих ценностей [8]. Концептуальный комментарий: алгоритмическая предвзятость как матрица морального подобия ИИ (квазиморальности) Наш комментарий в отношении феномена лжи и обмана ИИ строится на той предпосылке, что адекватной характеристикой проблемы искусственной лжи является понятие «порочность без намерений», «порочность без свободы воли» или «подобие-порочность», «квазипорочность». Свободный выбор между добром и злом является главным признаком духовной сущности человека. Возможность моделирования или копирования этого сущностного признака, представляется принципиально невозможным, в силу отсутствия предельно доступного объема больших данных (Big data), способствующих воспроизведению этого свойства в его изначальном творческом акте. «Сотворение» свободы воли нельзя повторить или клонировать. Это одномоментный неповторимый акт иррациональной, сверхчеловеческой воли. Поэтому все попытки создать искусственное моральное зло могут быть только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=