Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
27 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. молодежь учиться и развиваться, однако с другой стороны может привести к эгоизму, снижению эмпатии и социальной ответственности. Помимо коммуникативной и развлекательной сферы цифровизация становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Появляются обучающие платформы, такие как Coursera, Аrzamas, Лекториум и др., которые предоставляют возможность получить доступ к с бесплатными курсами. У молодежи появляется возможность осваивать новые навыки, которые могут быть полезны в карьере. Основным преимуществом использования цифровых технологий в обучении является доступность информации. Цифровизация позволяет молодежи учиться в любом месте и в любое время, что значительно упрощает процесс обучения. Это в свою очередь дает возможность развивать свой потенциал и активно участвовать в социально-экономической жизни. Однако необходимо отметить, что при использовании цифровых технологий молодые люди все чаще сталкиваются с недостоверностью информации и ее избытком, что приводит к смене способов восприятия и мышления. Возникает множество вопросов о критическом восприятии информации и адекватной интерпретации данных. Молодёжь все чаще использует искусственный интеллект (ИИ) в образовательной среде. С одной стороны, использование ИИ способно повысить эффективность учебного процесса через адаптацию к потребностям каждого студента, предоставляя персонализированные материалы и рекомендации, что способствует более глубокому усвоению знаний. С другой стороны, происходит процесс переноса ответственности за обучение на технологии, что приводит к ослаблению критического мышления, снижению навыков решения задач и ухудшению способностей к анализу информации. На сегодняшний день использование нейросетей при написании ВКР разрешили пять российских вузов: МГПУ [11], РГГУ [12], САФУ [13], ТюмГУ [14], Высшая школа экономики [15]. Каждый из вузов сформировал правила использования искусственного интеллекта, установив границы допустимого значения сгенерированного текста или обязав студентов ссылаться на нейросети как на источник информации. При этом руководители вузов отмечают, что несмотря на использование ИИ студент должен свободно владеть знаниями в области темы исследования. Нейросети могут значительно облегчить и ускорить анализ данных, обработку данных и теоретических материалов, но в тоже время существуют риски. Постоянное использование ИИ в обучение приводит к информационной зависимости от искусственного интеллекта, что в свою очередь приводит к потере критического и логического мышления, умения логически выстраивать устную и письменную речь и т.д. Таким образом, влияние цифровых технологий на образовательные ценности молодежи является двояким. Информационные технологии активно проникают в трудовую сферу. Молодежь, обладая высоким уровнем цифровой грамотности стремится к активному использованию цифровых инструментов для повышения своей конкурентоспособности. Социальные сети, профессиональные сообщества и платформы для поиска вакансии и подбора персонала (Headhanter, Rabota.ru,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=