Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

34 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. b) a practical base - including a survey of teachers, undergraduate postgraduate students in order to determine and analyze professional values. The scientific novelty of the study lies in the development of a method for axiological analysis of moral preferences in the aspect of professional ethics. As a result, the author carries out the final analysis of the collected material and draws the conclusions necessary for the Code formation. Keywords: values; non-classical axiology; ethical principles; professional virtues; moral resentment; conflict; resentment emotions; value illusions; latent moral assessments; sociology of morality; moral significance of acts of behavior; concept of corporation; ethical foundations of the corporate concept. DOI 10.22405/2304-4772-2024-3-2-33-48 Актуальность исследования заключается в необходимости формирования кодекса профессиональной этики в новом образовательном пространстве. Действенность кодексов этики во многом зависит от актуальных задач и потребностей профессионального сообщества, которые отличаются непостоянством в ситуации внедрения и постоянного обновления новых технологий образования, связанных со стремительной цифровизацией. Эпоха цифровизации, как новый этап развития информационного общества, характеризуется аксиологическим кризисом. В то же самое время именно ценности лежат в основании принципов профессиональной этики, а принципы профессиональной этики лежат в основании этических стандартов в профессиональном этическом кодексе. Поэтому определение профессиональных ценностей представляется необходимым условием не только для формирования действенного кодекса этики, но и для критической оценки трансформации ценностей в период цифровизации. В современных исследованиях по аксиологии было установлено, что ценности профессии складываются из трех видов ценностей [4; 5]: а) основные нравственные ценности классической аксиологии (ценности, выделенные в системах ценностей М. Шелера, Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда) [1; 2; 8; 9]; б) ценности первой группы (ценности добродетелей), основанные на общезначимых добродетелях античной этики, конкретизируют основные ценности в сфере образования и традиционные добродетели в образовании; в) ценности второй группы (ключевые ценности добродетелей христианской этики): характеризуют исторически сложившееся общекультурное представление об индивидуальной морали в образовании; г) ценности третьей группы –относятся к современной неклассической аксиологии [3; 4; 5; 6]. Предполагается, что в кодексе профессиональной этики: а) основные ценности и ценности первой и второй групп должны быть отражены в общей структуре кодекса (в преамбуле кодекса; в описании общих принципов профессии); б) ценности третьей группы формируют конкретные этические стандарты в кодексе. Таким образом, задачей анкетирования является определение и анализ ценностей третьей группы (с т.з. неклассической аксиологии). Сам метод

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=