Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

35 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. подобного анализа (сбор информации посредством анкетирования) и принципы применения этого метода (попытка систематизации разнообразных ценностей; убежденность в непостоянном характере ценностей и в их изменчивости; необходимости периодического мониторинга ценностей, в следствии их трансформации) является отличительной чертой современной неклассической теории ценностей [3; 4; 5; 6]. В статье описывается эксперимент по определению моральных предпочтений и их аксиологическому анализу, проведенный на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого в ноябре 2024; проводится аксиологический анализ моральных предпочтений, реконструкция и выявление ценностей, их сравнение и определение аксиологической иерархии; проводится прогноз возможных моральных конфликтов, анализируются способы их предотвращения и разрешения. Задачи исследования: 1) описание теоретической базы эксперимента: А) Теория 1: теория морального ресентимента (М. Шелер). Цель опроса: проверка на моральный ресентимент. Гипотеза: Конфликты в образовании являются следствием ресентиментных эмоций. Ресентиментные эмоции - следствие наличия у субъекта оппозиционных ценностей. Ценностные иллюзии в профессиональной образовательной деятельности - следствие подавления ресентиментных эмоций. Проверка на моральный ресентимент показывает уровень конфликтного потенциала среди опрашиваемых. Б) Теория 2: Классификация актов поведения в рамках социологии морали (П. Сорокин). Целью данной части исследования является определение ценностей профессиональной этики, обусловленных: а) представлениями о должно-дозволенных поступках; б) представлениями о рекомендуемых поступках; в) представлениями о запрещенных поступках. 2) описание практической части исследования: анкетирование целевых групп 3) анализ полученных данных Теория 1. Теория морального ресентимента. Проверка на моральный ресентимент. Конфликты в образовании как следствие ресентиментных эмоций. Ресентиментные эмоции как следствие оппозиционных ценностей. Ценностные иллюзии в профессиональной образовательной деятельности как следствие подавления ресентиментных эмоций. Теоретическая база исследования. Согласно М. Шелеру [8], ресентимент возникает как реакция на долговременную ситуацию запрета на выражение негативных эмоций, характеризующаяся ценностными иллюзиями и соответствующими им моральными оценками. Материал для развития ресентимента дают следующие аффекты: злоба, ненависть, месть, зависть, враждебность. Основным условием для развития ресентимента из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=