Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
36 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. перечисленных аффектов является ценностное сравнение себя с другим. Моральный ресентимент может проявляться в профессиональной деятельности, например, в образовательной деятельности. В образовательной сфере сопутствующие профессии аффекты могут получать свою адекватную разрядку, чему способствует специфика научной и учебной деятельности преподавателя, что пресекает развитие морального ресентимента. Это может выражаться в различных конфликтах как с коллегами, так и с учащимися. В рамках исследования целесообразно определить конфликты, являющиеся следствием разрядки ресентиментных эмоций. Таким образом, эмоции, приводящие к развитию ресентимента могут либо получить разрядку, что приводит к разнообразным конфликтам, либо сформировать ценностные иллюзии и некорректные моральные оценки, т.е. сам ресентимент. Выделенный Шелером материал, способствующий развитию морального ресентимента (злоба, зависть, ненависть, месть, враждебность), имеет эмоциональную, личностно окрашенную характеристику. Таким образом, можно выделить следующие профессиональные характеристики в образовании, позволяющие избежать развития рессентимента и формирования ценностных иллюзий: доброжелательность; беспристрастность; взвешенность моральных оценок; объективность в оценке своего научного уровня и уровня других; четкое видение границ своей власти и компетенций; верное понимание асимметрии отношений студент-преподаватель; руководитель-подчиненный. Вопрос о моральном ресентименте предполагает два этапа исследования: 1. Определение конфликтов, являющихся следствием разрядки ресентиментных эмоций и анализ причин их формирования 2. Определение типов ценностных иллюзий. Частота и распространенность конфликтов, являющихся следствием разрядки ресентиментных эмоций, предполагает меньший уровень ценностных иллюзий. Это позволяет провести экспертизу установленных при анкетировании ценностей: оценить их качество и уровень, степень искренности в их определении. Систематизация установленных конфликтов по уровню ресентиментных эмоций позволяет определить оппозиционные ценности, и, как следствие, профессиональные ценности в образовательной деятельности в рамках неклассической аксиологии. Экспериментальная база исследования. Теория 1. Эксперимент 1. Анкетирование. Мониторинг конфликтов. Цель эксперимента: проверка на моральный ресентимент. На основании теории морального ресентимента, для определения профессиональных ценностей в сфере образования (неклассическая аксиология) предполагается проведение опросов, с целью выявления: а) уровня представления о ценностях профессии; б) анализа латентных моральных оценок; в) наиболее значимых профессиональных ценностей; г) оппозиционных ценностей; д) анализа соотношения ценностей и оппозиционных ценностей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=