Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
39 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. качества, по мнению целевой группы: четкое видение границ своей власти и компетенции; объективность в оценке своего научного уровня и уровня других; взвешенность моральных оценок; верное понимание асимметрии отношений студент-преподаватель; руководитель-подчинённый. Наименее негативные черты, по мнению целевой группы – это зависть и злоба; наиболее негативные – враждебность и ненависть. 3 группа. Опрос показал, что преподаватели среди наиболее важных качеств выделили: высокий уровень научной компетентности; всестороннюю осведомленность о новых тенденциях в науке, образовании, культуре, искусстве; уровень личного авторитета; среди наименее важных качеств: верное понимание асимметрии отношений студент-преподаватель; руководитель-подчиненный; доброжелательность. Преподаватели посчитали, что наименее негативные черты – надменность, неопрятность и упрямство; наиболее негативные черты в поведении преподавателя – некомпетентность. Теория 2. Моральная значимость актов поведения в профессиональном сообществе и ее соотношение с ценностями профессиональной деятельности. Теоретическая база исследования . Согласно теории социологии морали П. Сорокина, социальное поведение человека подразумевает под собой ряд социальных актов, поведение в которых имеет ряд следующих характерных признаков: 1) делание чего-либо; 2) неделание чего-либо: а) акты воздержания, б) акты терпения. В свою очередь, в рамках каждого из таких социальных актов может содержаться ряд поступков, которые, в свою очередь классифицируются как: 1) должно-дозволенные; 2) рекомендуемые; 3) запрещенные [7]. Следует отметить, что в разных профессиональных группах одни и те же действия могут считаться как рекомендуемыми, так и запрещенными. Пример: использование неформальных связей в профессиональных целях может одобряться и даже поощряться в одном виде деятельности (например, семейное ведение дел в малом бизнесе) и не всегда одобряться в другом (например, семейственность в публичной политике). Или, убийство, как деяние безусловно запрещенное, приобретает иную окраску, если оно совершенно палачом как акт казни – т.е. узаконенного возмездия, или солдатом в военное время. Можно сделать вывод, что характер должно-дозволенных, рекомендуемых или запрещенных поступков определяется как конкретными ценностями определенной профессии, так и самой концепцией корпорации (так, жесткая конкуренция между сотрудниками, «подсиживание» конкурента, может поощряться в корпорациях одного типа и не одобряться в корпорациях иного типа). 1. Должно-дозволенный поступок – действия, предписанные правом, этикой, или традициями, сложившимися в рамках профессионального сообщества. 2. Рекомендуемый поступок – добровольное действие, мотивом которого является желание сделать добро другому.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=