Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
40 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. 3. Запрещенный поступок – действия, нарушающие предписанные правила. Экспериментальная база исследования. Теория 2. Эксперимент 2. Анкетирование: ценностное представление о поступках и актах поведения в профессиональном сообществе. Цель эксперимента: определение ценностей профессиональной этики, обусловленных представлениями о моральной значимости актов поведения. Эксперимент реконструирует следующие представления: 1) представление о нравственной цели профессии; 2) отношение к коммерциализации высшего образования; 3) отношение к дегуманизации высшего образования (дистанционное обучение); 4) представления о профессиональном статусе и научной иерархии в профессиональной среде в условиях цифровизации образования. Все поднятые вопросы считаются центральными дилеммами в современной этике образования. Целевые группы: 1 группа: аспиранты очной формы обучения – шифр специальности – этика (3 человека); 2 группа: студенты 2 курса: специальность педагогическое образование (15 человек); 3 группа: преподаватели (5 человек). Результаты опроса: 1 группа . Представления о нравственной миссии профессии в условиях цифровизации образования. Было предложено оценить утверждение и выбрать продолжение для фразы: «Преподаватель вуза несет большую нравственную ответственность, чем представитель других профессий, что заставляет его следить за уровнем нравственности своих слов и поступков, в том числе, в процессе цифрового образования, и это…». Аспиранты отметили, что это «утверждение, которому каждый должен следовать добровольно, исходя из собственных моральных убеждений». С другой стороны, один из опрашиваемых ответил, что это «утверждение, сложившееся в рамках общественного сознания, которому необходимо неукоснительно следовать». Был сформулирован вопрос о важности и необходимости повышения уровня научной компетентности в условиях цифровых трансформаций образования. По мнению аспирантов, повышение уровня научной квалификации важно, но каждый должен принимать добровольное решение о том, насколько ему это необходимо. Отношение к коммерциализации высшего образования: был поставлен вопрос: «Преподаватель – это поставщик образовательных услуг. Насколько это утверждение верно для цифрового образования?». Ответы аспирантов преимущественно, как и в предыдущих случаях, были основаны на этике предпочтений : «Образование – это минимум, который может дать преподаватель. Большее влияние, чем просто передача знаний, может дать только высококвалифицированный специалист. Впрочем, быть просто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=