Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

42 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Представления о нравственной миссии профессии в условиях цифровизации образования. Утверждение ««Преподаватель вуза несет большую нравственную ответственность, чем представитель других профессий, что заставляет его следить за уровнем нравственности своих слов и поступков, в том числе, в процессе цифрового образования, и это…» - было единодушно истолковано преподавателями в рамках этики предпочтений, всеми опрашиваемыми был выбран ответ, что это «утверждение, которому каждый должен следовать добровольно, исходя из собственных моральных убеждений». На вопрос о важности повышения научного уровня в период цифровизации преподаватели ответили, в большинстве случаев, что это «неизбежность, которую накладывают на преподавателя современные требования системы высшего образования, и сам статус ученого, поэтому повышение научного уровня необходимо» (3 ответа). В двух случаях ответ был: «Повышение уровня научной квалификации важно, но каждый должен принимать добровольное решение о том, насколько ему это необходимо». Миссия преподавания. На вопрос о коммерциализации высшего образования и изменении в связи с этим целей и задач преподавания, большинство респондентов ответило, что утверждение, что «преподаватель – это поставщик образовательных услуг» – неверно, поскольку «такой утилитарный подход к образованию неприемлем, преподаватель должен нести воспитательную функцию, обладать моральным и научным авторитетом». В одном случае это утверждение было прокомментировано фразой «образование – это минимум, который может дать преподаватель. Большее влияние, чем просто передача знаний, может дать только высококвалифицированный специалист. Впрочем, быть просто поставщиком образовательных услуг или наставником – добровольный выбор каждого». Представления о профессиональном статусе и научной иерархии в профессиональной среде. Был задан вопрос: «Приемлема ли традиция научной иерархии в профессиональной среде: когда при принятии внутрикорпоративных решений организационного (не научного) характера, и распределении благ и обязанностей, когда критерием является ученая степень или звание в условиях цифрового университета»? Большинство преподавателей ответило, что «все должно зависеть не от научного, а от личного авторитета человека, его вклада в развитие университета»; двое из опрашиваемых согласились с утверждением и выбрали вариант «да, потому что такая традиция издавна сложилась в рамках профессионального сообщества и обусловлена объективными факторами». Дилемма служебного информирования. На вопрос «когда один преподаватель не ставит в известность руководство, узнав о том, что его коллега получает денежное вознаграждение, например, за экзаменационные оценки студентам, это…» мнения преподавателей разделились на варианты ответов «неверное поведение: получение взятки запрещено законом и должно пресекаться» (2 ответа) и «это верное или неверное поведение, в зависимости от обстоятельств и скрытых мотивов преподавателя, решившегося на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=