Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

43 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. информирование» (2 ответа). Кроме того, один из респондентов выбрал ответ «доносить на коллегу неприемлемо с моральной точки зрения, несмотря на то, что получение взятки запрещено законом». Дилемма открытости. Респондентам было предложено оценить утверждение «крупный рабочий конфликт, возникший в рамках кафедры, или факультета, между преподавателями, стоящими на одной ступени научной иерархии не должен широко обсуждаться университетской общественностью, в цифровом пространстве». Большинство преподавателей выбрало вариант «потому что конфликт можно разрешить с привлечением ограниченного круга лиц, пользующихся авторитетом» (4 ответа) и «потому что нет норм и правил по урегулированию таких конфликтов, а это значит, что любое подобное обсуждение неконструктивно, и может вовлечь в конфликт еще больше людей и привлечь нежелательное внимание общественности» (1 ответ). Общие результаты проведенного эксперимента Опрос, проведенный среди аспирантов, студентов и преподавателей проходил в 3 этапа. На первом этапе опрос показал уровень моральной достоверности возможных ответов, а также степень конфликтного потенциала представителей целевых групп. На втором этапе опрос выявил наиболее важные, по мнению респондентов, ценности профессии в ситуации цифровизации образования – как в аспекте профессиональных ценностей, так и в аспекте нравственных ценностей. Третий этап исследования обозначил моральные предпочтения респондентов в контексте профессиональной деятельности, а также приоритетные моральные критерии при принятии решений. В ходе эксперимента были реконструированы следующие аксиологические и этические элементы: А) Уровень латентных моральных оценок. Б) Приоритетные ценности профессиональной деятельности. В) Моральные предпочтения и критерии морального выбора; нравственные лакуны. А. Уровень латентных моральных оценок. В целом, можно сделать следующие выводы: во всех целевых группах ответы распределились примерно равным образом: уровень латентных моральных оценок преимущественно выше для собственных поступков, чем для поступков других, причем такая оценка является преобладающей во всех целевых группах; чуть реже – встречается равный уровень моральных оценок своего и чужого поведения; еще реже – более высокая моральная оценка поступков других, чем собственных поступков. Необходимо отметить, что преобладание более низких моральных оценок для поступков других, чем для собственных поступков, создают риск формирования морального ресентимента, что может привести к появлению ресентиментных эмоций и конфликтам. Таким образом, становится очевидно, что потенциал моральных конфликтов на почве ресентиментных эмоций в целевых группах является достаточно высоким.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=