Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

44 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Первый этап эксперимента показал, что в целевых группах существует риск формирования морального ресентимента; моральные конфликты могут произойти с большой долей вероятности, причем чем больше разрыв между моральной оценкой себя и оценкой других, тем активнее могут быть ресентиментные эмоции. Примерное равное соотношение латентных моральных оценок себя и других в разных целевых группах говорит о необходимости формирования: а) способов предотвращения конфликтов, что заключается в выработке объективной моральной оценки своих и чужих поступков. Такая профилактика конфликтов, на наш взгляд, возможна только в рамках этического образования, которое включает в себя внедрение курсов этики и профессиональной этики, как среди студентов, так и среди аспирантов и преподавателей; б) банка типовых конфликтных ситуаций с подобранными моральными критериями их разрешения. Обсуждение таких ситуаций можно осуществлять совместно на семинарах на курсах по этике и профессиональной этике, что, по сути, предстанет как этическая практика предотвращения конфликтов , сочетающая как нравственное воспитание , так и этическое образование, объединяющая преподавателей, студентов и аспирантов, помогающая сформулировать моральные ожидания друг от друга). Б. Приоритетные ценности профессиональной деятельности . Второй этап опроса позволил сделать следующие выводы: 1. На уровне реконструкции профессиональных ценностей в процессе онлайн обучения, приоритетной ценностью для всех целевых групп выступает высокий уровень научной компетентности . В целевых группах преподавателей и аспирантов это подтвердилось фактом, что научная некомпетентность считается наиболее негативной чертой. 2. В отличие от преподавателей и аспирантов, наиболее негативной чертой для студентов является враждебность и ненависть. 3. При этом, для студентов, в отличие от аспирантов и преподавателей важным, помимо научной компетентности, является интересное изложение материала и общительность – качества, которые не были отмечены ни преподавателями, ни аспирантами. 4. Зависть, как наименее негативную черту в поведении преподавателя, отметили целевые группы, состоящие из аспирантов и студентов 5. Кроме того, студенты отметили наименее важные качества преподавателя, такие как: четкое видение границ своей власти и компетенции; объективность в оценке своего научного уровня и уровня других; взвешенность моральных оценок; верное понимание асимметрии отношений студент- преподаватель; руководитель-подчинённый. Указанные качества относятся, скорее к области академической этики. Это показывает, что, поскольку студенты, как правило, массово не включены в научную работу, проблемы академического этоса не кажутся им существенными . 6. Студенты и преподаватели оказались солидарны в том, что важной ценностью является осведомленность о новых тенденциях в науке, образовании, культуре, искусстве; аспиранты посчитали, что эта ценность имеет средний

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=