Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
45 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. уровень важности. Однако, в отличие от преподавателей и студентов, аспиранты отметили доброжелательность, как важную черту в поведении преподавателя. 7. В опроснике предполагалось оценить ценность внешнего вида преподавателя (предлагалось оценить уровень важности опрятности, и привлекательной внешности). Как показал опрос, эта ценность не соотносится ни с положительными, ни с негативными характеристиками, и неопрятность была всего лишь один раз упомянута как наименее важная негативная черта. 8. Преподаватели отметили как важную ценность уровень личного авторитета, чему не придали значения ни аспиранты, ни студенты. 9. Характерно, что доброжелательность, как профессиональная ценность преподавателя, не была отмечена студентами, в то время как аспиранты определили доброжелательность в числе наиболее важных качеств, а преподаватели – наименее важных. Второй этап эксперимента помог выявить приоритетные ценности профессиональной деятельности; опрос поможет расположить их в кодексе по степени иерархии. Преобладание ценности научной компетентности говорит о том, что в кодексе ведущей должна быть линия академической этики. Содержание принципа научной компетентности должно быть подробно описано в кодексе; поскольку этот принцип относится к области академической этики, принципы академической этики необходимо включить как в основание правил преподавательской деятельности, так и в основание правил для обучающихся, тем более, что опрос выявил, что нравственная лакуна у студентов касается представлений об академической этике. Очевидно, что и у преподавателей нет четкого понимая содержания научной компетентности, что показал этап 3. Это делает актуальным этическое описание данного принципа. Такие качества, как враждебность и злоба, были признаны наиболее негативными, что подчеркивает потенциальную опасность формирования морального ресентимента , который характеризуется именно этими качествами. В. Моральные предпочтения и критерии морального выбора; нравственные лакуны. Третий этап опроса позволил сделать следующие выводы: 1. Большинство ответов в целевых группах на 3 этапе эксперимента были основаны на утверждении о необходимости самостоятельного морального выбора. При этом 2 этап опроса показал, что такое качество, как взвешенность моральных оценок, не считается респондентами важной. Это говорит об актуальности создания кодекса этики, в котором были бы определены критерии морального выбора. 2. В частности, вопрос о нравственной ответственности преподавателя в условиях цифрового образования выявил единодушие представителей обеих целевых групп в отношении добровольного определения уровня собственной моральной ответственности в процессе цифрового образования, что можно определить, как нравственную лакуну , поскольку представления о содержании профессиональных ценностей у всех не одинаковы, как показали результаты опроса. Более того, этап 1 показал, что в целевых группах существует риск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=