Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
46 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. развития морального ресентимента, что никак не может гарантировать объективность моральных оценок собственного поведения. 3. Ответы на вопрос о необходимости повышения научного уровня показали: а) у аспирантов, в большинстве случаев – несоответствие с данными, полученными в результате этапа 2, где научная компетентность была обозначена как наиболее важное качество преподавателя; б) опрос преподавателей на этапе 2 и 3 подтвердил соответствие принципа научной компетентности, определенного на 2 этапе как наиболее важный, и важности повышения научного уровня. 4. Этап 2 показал, что восприятие миссии преподавания, как деятельности, свободной от приоритета частных интересов, в частности, от погони за вознаграждением, характерно в большей степени для целевой группы 3 (преподаватели), чем целевой группы 1 (аспиранты). 5. Единодушие прослеживалось также и при ответе на вопрос, связанный с научной иерархией. Ответы показывают, что восприятие научной иерархии в рамках академического этоса несколько изменилось: респонденты отдали предпочтение личному, а не научному авторитету, что может говорить о размывании академических традиций и трансформации ценности научного авторитета в целом. 6. Наибольший разброс мнений в целевой группе «преподаватели» наблюдался при выборе решения в ситуации дилеммы служебного информирования. Это показывает еще одну «нравственную лакуну», демонстрируя актуальность этического регулирования в области конфликта интересов. 7. Выбор варианта разрешения дилеммы открытости показал, что, в большинстве случаев, как аспиранты, так и преподаватели, считают, что внутренние конфликты в профессиональном сообществе не должны выноситься на суд общественности, что говорит о необходимости формирования правил внутреннего распорядка с подробным описанием этапов внутреннего разрешения конфликтов, критериев их разбора, принципов формирования конфликтных комиссий и т.п. В целом, эксперимент позволяет сделать вывод о необходимости гуманитарной экспертизы в сфере цифровизации образования; об актуальности этического образования, о построении системы этико-правового регулирования в сфере высшего образования. Дальнейшие исследования должны быть связаны с внедрением программ этического образования, построенных на основании актуальных моральных потребностей профессионального сообщества, с внедрением проектов этических кодексов, сформированных с учетом результатов аксиологического мониторинга. Литература 1. Гартман Н. Этика / пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. СПб.: Фонд Университет : Владимир Даль, 2002. 708 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=