Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
52 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Таблица 2. Потенциальные угрозы и риски цифровизации сферы образования [составлено на основании материалов из источников 3, 5, 7] Категория Угрозы и риски Влияние на Личность Социальная изоляция Снижение реальных социальных взаимодействий Утрата навыков живого общения Эрозия духовно- нравственных ценностей Поверхностное восприятие духовных и моральных вопросов Тяга к краткосрочным, поверхностным знаниям, потеря интереса к другим людям, непонимание мотивов их поступков, усиление эгоистичности Инфляция информации Утрачиваются критерии истинности и значимости Потеря способности отличать истинное знание от ложной или тривиальной информации, развитие шаблонного мышления Зависимость от цифровых технологий Формирование зависимости и снижение самостоятельности мышления Снижение способности решать проблемы без помощи цифровых устройств, интернет-ресурсов и чужого мнения Эмоциональная и моральная отчужденность Уменьшение эмпатии и способности к эмоциональной поддержке Деградация личностных ценностей и навыков эффективной коммуникации, усиление индивидуализации Деградация критического мышления Поверхностное восприятие информации и снижение аналитических способностей Потеря способности критически оценивать информацию, моральные и социальные запросы Обесценивание человеческого труда и усилий Потеря ценности упорного труда и личных достижений Потеря трудолюбия, чувства причастности к обществу, снижение мотивации и настойчивости в достижении целей. Перечисленные негативные стороны цифровизации в сфере образования следует учитывать при разработке образовательных программ для сбалансированного развития морально-нравственных качеств Личности для их минимизации [6]. Рассмотрим далее способы минимизации указанных рисков в контексте утраты духовно-нравственных ценностей Личности и социальных взаимодействий (Таблица 3).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=