Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

54 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Учитывая вышесказанное, были сформированы рекомендации по формированию и сохранению духовно-нравственных ценностей личности в условиях цифрового образования: 1. необходимо интегрировать духовно-нравственные компоненты в учебный процесс, что может быть сделано через включение тем, связанных с этикой, моралью, социальными взаимодействиями, культурным наследием, патриотизмом и др. непосредственно в учебные планы; 2. следует создавать безопасную и поддерживающую цифровую среду, устанавливать четкие правила цифрового этикета и ответственное использование технологий, чтобы предотвратить такие угрозы, как кибербуллинг, дезинформацию и нарушение приватности; 3. поощрять реальные социальные взаимодействия в виде офлайн- мероприятий, таких как совместные проекты, обсуждения, волонтерские, добровольческие и экологические акции, мероприятия, экскурсии и др. Коммуникации в режиме реального взаимодействия развивают эмпатию, навыки общения и взаимопомощи, а также оказание помощи другим людям способствуют развитию альтруизма, трудолюбия, повышению самооценки и мотивации, что весьма важно для формирования лучших морально- нравственных качеств личности; 4. следует развивать критическое мышление и цифровую этику через совместный анализ источников информации, понимание скрытого контекста и выявление приемов психологических манипуляций. Это эффективно защищает от дезинформации, повышает уровень осознанного отношения к жизни, укрепляя духовные ценности личности; 5. необходимо внедрять программы по личностному, духовному и нравственному росту, которые фокусируются на самодисциплине, ответственности и уважении к другим; 6. поддерживать семейные и общечеловеческие ценности через трансляцию их в цифровом контексте, предлагая варианты решения существующих и возможных проблем, присущих молодым людям. Итак, цифровизация образования предоставляет широкие возможности для повышения качества обучения, расширения доступности знаний и развития новых форм образовательного процесса. Однако, наряду с этим, возникает ряд угроз, связанных с возможной утратой духовно-нравственных ценностей личности. Важно, чтобы внедрение цифровых технологий сопровождалось осмысленной интеграцией духовно-нравственных компонентов, развитием критического мышления и созданием безопасной цифровой среды. Руководствуясь такими подходами, возможно, гармонизировать процесс цифрового обучения с воспитанием осознанной Личности, ориентированной на соблюдение моральных и этических принципов, обеспечивая при этом её всестороннее гармоничное развитие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=