Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

58 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. The article presents an algorithm for constructing a code of digital ethics, illustrated by the case of Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University . The objective is to develop a model of the code of digital ethics for Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. In formulating the principles of the code of ethics, the authors of the article considered the legal documents (the Federal Law "On Education in the Russian Federation" [21]; the Charter of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education ‘Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University’" [18], "Internal Labor Regulations of TSPU Lev Tolstoy" [12], "Internal Regulations for Students of TSPU Lev Tolstoy" [12], "Collective Agreement of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education ‘Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University’" [1] and other local regulatory documents of the university [See: 7, 8, 9, 11]). The analysis of these documents is key to determining the current principles of professional and corporate ethics, as well as identifying any ethical gaps in them. The issue of these gaps is precisely what the code of digital ethics is designed to address. The scientific novelty of this approach lies in its practical ethical and normative stance towards the axiological and ethical issues inherent to the digital educational space. Consequently, a model of the code of professional ethics for Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University was developed, taking into account the issues pertaining to digital, professional and corporate ethics. Keywords: code of professional ethics, digitalization of higher education, ethical principles, moral dilemma, algorithm for constructing an ethical code, model of ethical and normative regulation. DOI 10.22405/2304-4772-2024-3-2-57-76 Актуальность исследования определена необходимостью формирования модели кодекса корпоративной этики для ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Университета Льва Толстого), обеспечивающей эффективность этико- нормативного регулирования в процессе цифровизации высшего образования, создания digital-среды. Проблема этико-нормативного регулирования встает перед высшим образованием в контексте новых дилемм этики образования, формирующихся в процессе цифровизации, что требует пересмотра существующих кодексов профессиональной этики. Исследования проблем цифровой этики в пространстве высшего образования, осуществленные в рамках проекта по государственному заданию Министерства просвещения РФ № 073-00033-24-05 от 23.08.2024 г. «Цифровая этика в научно- образовательных инновациях российского общества», показали, что построение кодекса профессиональной этики в процессе цифровизации высшего образования должно включать в себя такие этапы как: определение моральных предпочтений и ценностей преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, выделенных на основании аксиологического мониторинга, включающего в себя модели дилемм и конфликтов, характерных для цифрового образовательного пространства. Однако, модель кодекса, основанная только на аксиологическом мониторинге, была бы не полной, без учета принципов профессиональной и корпоративной этики. В статье предполагается решить следующие задачи: 1. Провести этико-нормативный анализ документов, лежащих в основе кодексов профессиональной этики в сфере высшего образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [21]; Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» [19], «Правила внутреннего трудового распорядка ТГПУ им. Л. Н.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=