Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
6 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. исторической реальности. Моральные универсалии, как и культурные универсалии, рассматриваются с позиций диалектики реальности (идеальное) и действительности (фактуальное), что дает возможность определить специфику изменений моральной универсалии в кластере цифровой этики, особенности ее ценностной нормативности в условиях бестелесного, бесконтактного общения субъекта с неживым объектом – ИИ. В статье выделяется значение цифровой этики в образовании. Ключевые слова: мораль, культура, образование, информационное общество, искусственный интеллект, цифровая этика, культурная универсалия, моральная универсалия, нормативно-ценностный регулятор, действительность, реальность, субъект, объект, телесность, бестелесность. E. D. Meleshko Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) FUNDAMENTAL FOUNDATIONS OF DIGITAL ETHICS IN THE CULTURAL DYNAMICS OF THE INFORMATION SOCIETY The article examines the metaphysical and ontological sections of digital ethics in connection with the expansion of the virtual and information topos, the development of computer technologies and artificial intelligence (AI), which characterizes the modern stage of development of the information society. The article identifies that digital ethics , as part of information ethics , reflects changes in morality or moral universality as an element of cultural universality. The paper shows that the ontological and metaphysical matrices of universals in relation to their embeddedness in the being of culture are determined by the value content with the scope of concepts, principles, norms typical of cultural consciousness and historical reality . The author considers moral and cultural universals from the point of view of dialectics of reality (ideal) and reality (factual), which makes it possible to determine the peculiarities of changes in the moral universal in the cluster of digital ethics, the peculiarities of its value normativity in the conditions of incorporeal, contactless communication of the subject with an inanimate object, i.e. AI. The article emphasizes the importance of digital ethics in education. Keywords: morality, culture, education, information society, artificial intelligence, AI, digital ethics, cultural universal, moral universal, normative-value regulator, actuality, reality, subject, object, corporeality, incorporeality. DOI 10.22405/2304-4772-2024-3-2-5-12 Актуальность исследования связана с новыми тенденциями развития ИИ и технологий, обусловлена потребностью внедрения гуманитарной ценностной (рамочной) парадигмы в образовательный ареал, как способа разрешения рисков, дилемм и ситуационных конфликтов в практике научно- образовательных кластеров. Цифровая этика как часть цифрового пространства является недостаточно изученной. В то же самое время рост технологий, расширение применения искусственного интеллекта остро нуждается в ценностном и регулятивном обеспечении цифрового пространства. Новизна заключена в целостном систематическом этико-философском анализе цифровой этики, в связи с чем были определены ее онтологические и ценностные основания в культурной динамике общества, в условиях изменения культурной нормы и перехода ее в знаниево-информационную в связи с развитием компьютерных технологий и искусственного интеллекта (ИИ). В статье показаны некоторые позиции ценностных изменений моральных норм в кластере цифровой этики (например, универсальности морали), которое связано
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=