Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

7 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. с противостоянием субъекта и ИИ, телесного и бестелесного, контактного и бесконтактного, символического и фактуального общения. Культурная и моральная универсалии, их место в современной культуре. Цифровая этика и ИИ являются частью современной культуры, выражают определенное содержание культурной универсалии как элемента культурного текста. Согласно антропологическим исследованиям, культурная универсалия объединяет в себе общие «типовые аспекты жизни, которые проявляются поступках, во всех известных обществах», например, наиболее часто проявляясь гендерных брачных отношениях и спортивных состязаниях [1], контролирующих всплески агрессии. Культурные универсалии – это, прежде всего, понятия , выраженные в правилах и обычаях, черты которых «свойственны всем без исключения культурам (смех – плач, огонь – вода, верх – низ и т.д.), наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни, присущие всем народам независимо от их этнических, социальных, экономических и др. особенностей – это нормы, ценности, идеи, стереотипы мышления и поведения, верования и т.д. [1]. Особенность культурных универсалий в том, что они «обусловлены биологической и психологической природой самого человека, который выступает в качестве общего знаменателя различных культур» [2, с. 49-57]. Метафизическое обоснование культурных универсалий выражает «вечные онтологические и экзистентные константы человеческого сущего бытия, фундаментальными категориями картины мира, суммарной аксиоматикой внутреннего опыта» [Ком. 1], их разнообразие определяет неповторимость различных культур [2, с. 49-57]. Культурные универсалии раскрывают связь идеального и сущего (действительного), их наличие в различных культурах дает возможность рассматривать феномен культуры как целостный процесс, свойство которого «перешагивать границы исторических эпох, национальных культур,… погружать нас в одну культуру – культуру человечества. Поэтому же культура всегда, с одной стороны, – определенное количество унаследованных текстов, а с другой – унаследованных символов» [3, с. 4]. Таким образом, культурные универсалии, которые выступают как ареал понятий, правил и обычаев, норм и ценностей являются элементами культурной реальности, которая проецируется на действительность в действиях и поступках. Моральная универсалия является средством регуляции в социуме, опирающаяся на ценностные идеалы и нормативы, в основе которых гуманизм, справедливость и равенство. Культурная универсалия как норма культуры в условиях цифровизации изменяет свое прежнее содержание в пользу знаниево- информационной нормы культуры, означающей синтез знания и информации. Онтологическая и гносеологическая матрица универсалий является соответствующей основой различных типов универсалий , таких как культурные, социологические, моральные, правовые универсалии, обозначающих различные виды (срезы) человеческого бытия и культуры. Универсалии в метафизическом понимании имеют определенный онтологический и гносеологический статус,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=