Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

78 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Keywords: religion, digitalization, Russian Orthodox Church, Internet DOI 10.22405/2304-4772-2024-3-2-77-86 Актуальность исследования . Цифровые технологии оказывают значительное влияние на все сферы жизни современного человека, в том числе и религиозную. Меняются способы коммуникации и способы восприятия реальности, происходит трансформация религии в сторону большей ее открытости и доступности, в связи с чем высказываются предположения об изменении формы священства и отказа от офлайн религии в будущем. Так, Е. А. Островская указывает, что в 2014-2016 годах присутствовало «цифровое беспокойство» и «напряженное отношение» к цифровым технологиям со стороны православного клира. Тем не менее, в исследованиях 2020 г. «все чаще констатируется позитивное отношение православных к интернету как среде, открывающей прямой доступ к общению со священниками, фигурируют темы пасторского онлайн служения и образа православных священников в СМИ» [11, с. 46]. Необходимо отметить, что в РПЦ еще пока не существует официально оформленного документа, выражающего позицию относительно цифровизации, хотя частично она была изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) и на Архиерейском Соборе 4 февраля 2013 г. В «Основах социальной концепции...» не уделяется внимание процессу цифровизации как таковому, но рассматривается взаимоотношение РПЦ со средствами массовой информации, к которым, помимо прочего, относят и Интернет. Признавая возрастающую роль СМИ в современном мире, Русская Православная Церковь призывает СМИ более всего заботиться о «нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока» [10]. В обобщенном виде позиция этой церкви относительно цифровизации, выраженная на Архиерейском Соборе 4 февраля 2013 года, сводится к следующему: «использование цифровых технологий не является актом отступничества от Христа и не является грехом» [16], при этом человек не может подвергаться дискриминации по причине ограничения использования цифровых технологий, поскольку «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации» [13] и т.д. Использование цифровых технологий, с позиции РПЦ, делает открытой частную жизнь человека, сужая пространство личной свободы, а также может способствовать «растворению национальной и культурной самобытности страны или народа в процессе глобализации» [13]. Пандемия коронавируса способствовала проникновению цифровых технологий в религиозную сферу, что выразилось в осуществлении онлайн богослужения, онлайн проповеди, онлайн исповеди и т.д., при этом появилось достаточно большое количество священнослужителей-блогеров, активно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=