Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

79 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. ведущих свои интернет-каналы. Все эти мероприятия вводились как вынужденная мера в период карантина и предполагались как временное явление, однако, оказавшись удобными средствами коммуникации и взаимодействия мирян с духовенством, задержались на постоянной основе. Однако, цифровизация в религиозной сфере вызвала неоднозначную реакцию со стороны священнослужителей и церковных администраторов. Так, после завершения локдауна, связанного с коронавирусной инфекцией, председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда [3], отмечая широкое использование цифровых технологий в религиозной жизни, указал, тем не менее, на невозможность реализации церковных таинств с помощью цифровых технологий. Онлайн богослужения, по его мнению, не могут выступать альтернативой богослужения, осуществляемого в храме, потому что «таинство, причастие, исповедь – это то, что требует присутствия человека в храме обязательно» [3]. Подобную позицию высказала и А. Семенова, обращая внимание на важность и необходимость общности молитвы в сакральном, освященном месте. Замена службы в храме на просмотр ее в Сети не может быть равнозначной, поскольку представляет собой «эрзац-формат», обусловленный «различными бытовыми условиями верующего человека» [14, с. 91]. Ряд священнослужителей и богословов, высказывая достаточно критичное отношение к цифровизации церкви, отмечали, что онлайн богослужения, будучи «выражением нечестия» [14, с. 91], способствуют формированию «групп по интересам», замыкающихся на своих идеях и предпочтениях, отрываясь от общецерковных проблем. Таким образом участники богослужения становятся простыми зрителями, наблюдающими со стороны. Онлайн богослужения и таинства не могут заменить таинства в реальной жизни, поскольку «литургия – это не зрелище, а личный опыт» [1, с.114–115]. Поскольку цифровые технологии упрочнили свои позиции во всех сферах жизни современного общества, то и религиозные интернет-каналы, и чаты стали легкодоступным средством общения верующих со священнослужителями и распространения Слова Божия в массах. РПЦ обратила внимание и на такое направление цифровизации как религиозное блогерство. По мнению О. Богдановой, практика коммуникации со священнослужителями через «вопрос к духовному авторитету» уходит своими корнями в древнюю церковную традицию, в частности в духовную литературу, представляющую собой трансляцию духовного аскетического опыта. С развитием цифровых технологий подобные практики коммуникации вышли в цифровое пространство. О. Богданова [2] в рамках своего исследования, разбирая причины, по которым развивается онлайн-коммуникация между священниками и прихожанами, выделяет два аспекта: отклик на запрос аудитории и запрос священства. В рамках отклика на запрос аудитории онлайн-коммуникация может осуществляться как онлайн пастырство, то есть часть миссионерской деятельности, и как ответ на запрос конкретных медиа и церковной администрации. В рамках запроса священства указанным выше автором

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=