Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

80 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. выделяются три составляющие: запрос на расширение миссии, связанный с поиском новых форм передачи церковной традиции; на расширение аудитории, связанный с финансированием прихода в котором служит священник, и решение личных проблем, в частности, преодоление личных духовных кризисов через помощь людям. Таким образом, по мнению О. Богдановой причинами возникновения, распространения и широкой популярности сайтов с вопросами к священникам являются в первую очередь личные коммуникативные особенности прихожан (стеснение, страх личного, непосредственного общения), а также определенный кризис приходской коммуникации в сообществе. С развитием цифровых технологий происходит сброс прежних форм и моделей коммуникации, меняется формат существования человека в социальном пространстве, а именно, происходит уменьшение физической включенности, непосредственного присутствия и участия, то есть, цифровизация, по мнению М. Ю. Смирнова [15], способствовала «обнулению» религии. Однако, никакой катастрофы он в этом не видит, поскольку происходит «обнуление нефункциональных институтов и практик и замещение их функциональными для современных искателей религиозных смыслов» [15, с. 142]. Цифровые технологии упрощают, облегчают коммуникацию прихожан со священнослужителями, делают ее более доступной: по сути, человек может «участвовать» в богослужении, не покидая собственного дома, однако, подобный вид коммуникации не может полноценно заменить личностное общение и, тем более, пастырское руководство. Кризис коммуникации приводит к тому, что пользователю становится проще и комфортнее создать свое собственное религиозное пространство, отличающееся гибкостью и изменчивостью, способностью подстраиваться под сиюминутные запросы. Однако, в этом собственном религиозном пространстве, согласно А. Семеновой, не будет самого главного – «универсального смысла бытия» [14, с. 91]. Зампредседателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ В. Крипшидзе обращает внимание на то, что живое человеческое общение прихожан со священнослужителями невозможно заменить никакими виртуальными технологиями, никаким искусственным интеллектом. Никакой чат не заменит проповеди, ответов на пастырские вопросы, поскольку «христианское свидетельство предполагает личное общение одного человека с другим, «не обремененное никакими технологиями»» [6]. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, находит радость и поддержку именно в межчеловеческом общении, поэтому развитие искусственного интеллекта рассматривается В. Крипшидзе как способ «дегуманизации человеческого общения» [6]. Основная угроза, по мнению представителей Русской Православной Церкви и ученых, придерживающихся критического отношения к цифровым технологиям заключается в том, что в процессе цифровизации человек перестает восприниматься как Божье творение, поэтому при оценке информационных (цифровых) технологий на первый план должны выдвигаться не этические, а онтологические проблемы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=