Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

81 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. При этом медиатизация пастырства расширяет миссионерские возможности Церкви, способствует привлечению аудитории, в том числе и молодежной, к приходской жизни. Медиапрактики миссионерства и кахетизации, как отмечает Е. А. Островская, отличаются разнообразием форм нового языка проповеди и, как следствие, – «продвижение в офлайн новые образа священника и новой версии взаимодействия священник-мирянин» [11, с. 57]. Демонстрируя открытость РПЦ к новым цифровым формам коммуникации, миссионерства и кахетизации Синодальным миссионерским отделом Патриархии был запущен пилотный образовательный курс для священников- блогеров и миссионеров, цель которого видится в том, чтобы «священники в своих блогах не теряли из виду главную цель своей деятельности в блогосфере - проповедь о Христе и тем самым смогли бы избежать излишнего погружения в нецерковную повестку» [4]. Курс направлен на подготовку «профессиональных» священников-блогеров в противовес так называемым «нецерковным священникам», имеющим священническую атрибутику, но при этом зачастую выражающим нецерковную позицию по ряду вопросов, не имея при этом благословения не только на подобного рода высказывания, но и на всю деятельность в блогосфере. Таким образом, по словам протоиерея Игоря Фомина, ратующего за рост «попоблогерства» [4] и священников, занимающихся миссионерской деятельностью через Интернет, выражается забота Церкви о мирянах, поскольку им предоставляется «инструмент распознавания тех батюшек-блогеров, которых она рекомендует» [4]. Иеромонах Дмитрий Першин также видит в священническом блогерстве путь мирян к Церкви: «Блогеры-священники могут стать "указателем" на пути россиян к воцерковлению» [5]. При этом цифровизация как таковая не должна превращаться в сверхценность, цифровые технологии, социальные сети не должны становиться кумиром, которого чтут и которому поклоняются. Многие богословы и ученые опасаются, того, что Интернет становится своего рода религией для большого числа пользователей. Интернет даже получил своего покровителя, которым в 1999 году католической церковью был признан св. Исидор Севильский, «Святой Исидор, бывший епископ Севильский, направлен католической церковью в интернет как миссионер в новые земли» [8]. По мнению ряда авторов, сама Глобальная Сеть, объединяющая все человеческие знания посредством гиперссылок, может восприниматься религиозно: «Сейчас, если…мы обладаем всей человеческой мудростью, связанной вместе объединяющей паутиной или структурой, это может быть аналогом библейской идеи Слова. Таким образом, не можно ли говорить о том, что в начале была Сеть?» [8, с. 73]. По мнению А. Семеновой цифровое общество может привести к тому, что у каждого пользователя появится свой Бог, что приведет к фатальной разобщенности всего общества, его деградации и примитивизму, но иного рода, нежели, чем это было в первобытной архаике. Если политеизм примитивного общества предполагал объединение племени для поклонения сверхъестественным силам, богам, то политеизм информационного цифрового

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=